Все зависит от точки зрения

Mar 29, 2013 14:32

Читаю популярную биологию - Р. Докинз "Эгоистичный ген". Оригинальный взгляд на эволюцию: "Репликаторы стали не просто существовать, но и строить для себя некие контейнеры, носители, обеспечивающие им непрерывное существование. При этом выжили репликаторы, сумевшие построить для себя машины выживания, в которых можно было существовать. Первые машины выживания, вероятно, состояли всего лишь из защитной оболочки....Машины увеличивались в размерах и совершенствовались Они присутствуют в вас и во мне; они создали нас, наши души и тела; и единственный смысл нашего существования - их сохранение. Они прошли длинный путь, эти репликаторы. Теперь они существуют под названием генов, а мы служим для них машинами выживания".
Вот так живешь-живешь, мнишь себя венцом творения, а на самом деле являешься лишь оболочкой для выживания генов. Обидно, знаете ли.
Дальше об альтруизме:
"Неразбериха в этических представлениях о том, на каком уровне должен кончаться альтруизм - на уровне семьи, нации, расы, вида или всего живого, - отражается, как в зеркале, в параллельной неразберихе в биологии относительно уровня, на котором следует ожидать проявлений альтруизма в соответствии с эволюционной теорией. Даже приверженец группового отбора не будет удивлен, обнаружив вражду между членами двух враждующих групп - так они, подобно членам одного профсоюза или солдатам, помогают собственной группе в борьбе за ограниченные ресурсы. Но в таком случае уместно задать вопрос, на основании чего он будет решать, какой уровень следует считать важным? Если отбор происходит на уровне отдельных групп в пределах вида или на уровне видов, то почему бы ему не действовать также и на уровне более крупных групп? Виды объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, а отряды - в классы. Львы и антилопы принадлежат к классу млекопитающих, так же, как и мы с вами. Не следует ли нам поэтому ожидать, что львы должны воздерживаться от охоты на антилоп «во благо всех млекопитающих»? Безусловно, им надо было бы охотиться на птиц или рептилий, с тем чтобы препятствовать вымиранию млекопитающих. Как быть, однако, в таком случае с необходимостью сохранения всего типа позвоночных?
...В последнее время наблюдается неприятие расизма и патриотизма и тенденция к тому, чтобы объектом наших братских чувств стало все человечество. Такое гуманистическое расширение нашего альтруизма приводит к интересному следствию, которое опять-таки, по-видимому, подкрепляет эволюционную идею «во благо вида». Люди, придерживающиеся либеральных политических взглядов, которые обычно бывают самыми убежденными пропагандистами «видовой этики», теперь нередко выражают величайшее презрение к тем, кто пошел в своем альтруизме чуть дальше, распространив его и на другие виды. Если я скажу, что меня больше интересует защита от истребления крупных китов, чем улучшение жилищных условий людей, я рискую шокировать этим некоторых своих друзей".
Ну то есть с точки зрения биолога категории добра и зла можно просто заменить понятиями альтруизма и эгоизма; что же, может он и прав, а все остальное от лукавого. Проблема лишь в том, как определиться с уровнем, на котором заканчивается альтруизм,  провести границу между своими и чужими. Где-то еще давно читала интерпретацию библейской истории об изгнании из рая. Дескать, под раем понимается всего лишь природа, в которой понятия добра и зла нет. Адам и Ева ввели их в обиход, чем и выделили себя из природы, т.е. лишились рая. Вывод: люди, которые не заморачивают себя морализаторством, пребывают в раю.

генетика

Previous post Next post
Up