Одноразовый мир

Jun 07, 2010 01:12

И все же «одноразовость» порождают не экономические механизмы. С их помощью «одноразовый мир» функционирует, тогда как его истинные движители - в умах, а не в «таймерах самоуничтожения» и не в модных гаджетах. Все вещи, о которых мы упоминали выше, устаревают в наших глазах в первую очередь морально. Они перестают соответствовать нашим представлениям об идеале. А идеал - это нечто новое, способное дать то, о чем и не просили, соответствовать любым индивидуальным предпочтениям. И как у всякой мечты, которую надо превратить в «двигатель прогресса», идеал недостижим. Не успел покупатель отойти от прилавка с новой дорогой игрушкой, а там уже появились другие. Мгновенно из популярных в старомодные превращаются диеты, стили отдыха и работы. Рецепты хорошей жизни и приспособления для достижения желаемого имеют «срок годности», будь то дизайн квартиры или профессия.

Устаревают и знания. «С началом дальнейшего ускорения развития мы можем сделать вывод о том, что знание становится все более «скоропортящимся» продуктом, - писал автор «Футурошока». - Сегодняшний «факт» превращается завтра в «дезинформацию». Быстро думать, быстро приспосабливаться, быстро меняться - вот что должен уметь новый человек. Вроде бы хорошая идея о постоянном переобучении, получении знаний всю жизнь оборачивается той же конкурентной гонкой, страхом самому превратиться во второсортный товар. Вместо жажды знаний вперед гонит мысль о том, как бы не стать лузером. У этого страха много лиц. Кому-то не до знаний - остаться бы молодым и современным хотя бы внешне. Пластические операции, которые делают сегодня практически все актеры и телезвезды, - признак того, что они тоже себя ощущают «одноразовыми людьми». Как только придут новые и «свежие», эти будут безжалостно выкинуты на свалку.

Привычка иметь привязанность к предметам и вещам (да и к самим себе, «необновленным») должна уйти в прошлое, считают апологеты экономического ускорения. Вот цитата одного из новых учебников по маркетингу: «Старые добрые отношения (между людьми и вещами) предполагали «долгое ухаживание»: зарождение процесса желания, выбор и тщательную оценку вариантов, а затем покупку и долгое счастливое обладание. Сегодняшние отношения построены, видимо, на куда более иррациональных позывах. Они похожи на яркую, романтичную любовь, которая быстро вспыхивает, но так же быстро и проходит, причем все реже из-за износа или поломки вещей и все чаще из-за их морального устаревания или просто из-за того, что они надоели своим хозяевам». Красивая версия льстит себе - новый стиль потребления основан не на любви, даже «с иррациональными позывами», а на боязни остаться за бортом.

Зигмунд Бауман в своей книге Liquid Modernity (2000) («Текучая современность») писал, что капитализм стал легким, а его движущая сила теперь - неуверенность людей в себе, «жадный, никогда не завершающийся поиск новых, улучшенных примеров и рецептов жизни…». Одноразовые вещи и люди сменяют друг друга, «цель ничто, движение - все». Каждому дают возможность стартовать, вежливо умолчав о том, что финиша никто не увидит.

Марксу приписывают слова о том, что счастье - это борьба, и находят это мнение смешным. Борьба - для идиотов, а уж нас-то всех ждет теперь спокойное буржуазное счастье. В реальности все вышло наоборот. Это сейчас идет ежеминутная битва за успех, как с собой, так и обстоятельствами, - стал ли ты «личностно-эффективным», идешь ли в ногу со временем, окружен ли новыми вещами, можешь ли покупать столько, сколько хочешь, не лишился ли возможности вовремя выплачивать взнос по взятому кредиту? По сравнению с этим бегом за призраком благополучной жизни, который всегда на шаг впереди и недосягаем, борьба за победу мира во всем мире выглядит куда менее энергозатратным мероприятием. Здесь кроется и подлинный механизм производства одноразовых товаров - эта система не предполагает, что человек может быть счастлив, доволен хотя бы какое-то время тем, что у него есть, и не захочет участвовать в марафоне приобретения псевдоновинок.

P.S. Одноразовый мир - главная тема прошлого номера журнала "Однако". Читайте, смотрясь в зеркало: u__u
http://odnakoj.ru/archive/20100517/main_theme/prikazano_vxjti_iz_stroya/

Дух времени, мудрёхмочки

Previous post Next post
Up