Победа на Евровидении с последующей дальнейшей раскруткой в российских медиа превратила персонаж "Кончита Вурст" в некий символ современной Европы в глазах российской публики. При этом символ практически однозначно негативный, свидетельствующий об очередном этапе заката Европы. Причем это еще мягко сказано. В основном реакция была весьма эмоциональной и агрессивной.
Вспоминали впрочем, традиции европейских фриков, бородатых женщин в цирках и тому подобное.
Но "Кончита Вурст" не позиционируется в качестве фрика. Нормальный такой представитель шоу-бизнеса.
Да и в тексте песни явно заложен какой то смысл, она насыщена образами. Поется что-то о возрождении, о свободе и о возмездии.
К чему бы это?
В истории Европы бородатые женщины были не только фриками.
Это Вильгефортис или Либерата, католическая святая второго века новой эры, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей.
Согласно одной из легенд, Вильгефортис не хотела выходить замуж, поскольку дала обет безбрачия. Отец, языческий король Португалии, пытался выдать девушку замуж против воли ; Вильгефортис молилась, чтобы брак не состоялся, и произошло чудо: у неё выросла борода. На бородатой девушке принц жениться не захотел, и тогда взбешённый отец распял свою дочь.
По другой легенде, Вильгефортис была дочерью римского губернатора Галисии жена которого родила девять дочерей. Боясь, что муж интерпретирует её многочисленное потомство как знак её неверности, мать Вильгефортис отдавала новорождённых девочек своей служанке, чтобы та их топила. Служанка, будучи христианкой, не подчинялась приказу своей хозяйки и отдавала девочек другим людям. Вильгефортис и её сестра были крещены епископом города Брага. В возрасте двадцати лет Либерата и ее сестра Марина были обвинены в непочитании римских богов и казнены через обезглавливание.
Современные католические историки считают ее вымышленным персонажем, не имеющим никакой связи ни с настоящей историей ни с андрогинными божествами античного периода (что напрашивается само собой). Такой вывод сделан на основании того, что реально культ прослеживается лишь до 15 века. Широкое распространение получил в 16. Источником культа считается итальянский город Лукка, где находится статуя распятого Христа, работы скульптора Никодима. В соответствии с традициями античного христианства, Христос изображен в длинной тунике, с длинными волосами, широко открытыми глазами и короной на голове. Из-за того, что это изображение было суперпопулярным в 15 веке, в Лукку стекались многочисленные паломники и по всей Европе продавались копии распятия. Копии были примитивными и упрощенными. В частности на них отсутствовала корона. Что такое туника простой люд той эпохи понятия не имел. В связи с этим, через некотрое время во многих регионах Европы рядовые христиане ( может и не рядовые), решили что язычниками была распята бородатая женщина. Вокруг этого и появились соответствующие легенды.
Наш современный герой (или герониня) вряд ли является продолжателем этой части европейской традиции. На добропорядочного католика он похож мало. Избегать назойливого внимания мужчин никак не стемится. Скоре наоборот. Но по крайней мере, его существование является привычным для Европы даже в контексте христианской истории, не говоря уже о более древней.
Идем, дальше в глубь истории.
Афина, Гера и Афродита.
Это изображение я выбрал из-за игривой позы Афродиты.
Напоминает позу современного персонажа.
Афродита входит в число двенадцати олимпийцев.
Помимо того, что она являлась богиней любви, имелись и другие многочисленные ипостаси.
В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ , Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове.
При этом, среди многочисленных эпитетов Афродиты имеются и такие -Афродита Порн (покровительница разнузданной страсти); Афродита Перибазия (совершающая девиационный половой акт.
Хорошо подходит "Кончите Вурст", не правда ли?
Вот она какая, современная Афродита.
На мой взгляд, образы древних богов используются вполне сознательно. Например в видеоклипе на песню, с которой было выиграно Евровидение, "Кончита Вурст" предстает вполне себе в образе богини. Купание Афродиты или Венеры классический античный сюжет, в клипе имеет место. Также во время плавных пассов руками воспроизводятся позы жриц с античных изображений, в частности на 50 секунде - руки подняты вверх, согнуты в локтях, ладони обращены к небу.