Jul 31, 2013 02:13
Наткнулся я на позитивный отзыв от знакомой на этот проект и вспомнил о нем ) Решил посмотреть наконец. Трейлер мне понравился сразу, но не настолько, чтобы привести в кинотеатр - кажется, я куда-то сматывался как раз в районе премьеры и оттормозил ГИ только когда увидел старый анонс в Соловье, смотря Артиста, то есть минимум полгода спустя.
Дальше идут наброски, которые я мыслено сделал для себя во время просмотра, они не оформлены в текст и малочитабельны, это стоит учитывать.
Ничего не могу сказать про книги, но фильм мне скорее понравился - для заявленного жанра он достаточно серьезный, почти глубокий и невероятно хорошо отснятый. С самого начала в глаза бросается монтаж и фильтр, такое ощущение, что создатели действительно снимали кино, а не зарабатывали деньги, думали о том, как и почему картинка должна выглядеть именно так, чувствуется художественная вовлеченность оператора - это такая редкость для экшна, что создает шоковый эффект - невольно задумываешься, а вдруг перед тобой серьезное умное кино, которым автор еще и что-то небанальное хотел донести, ну раз так старался, стоя за камерой?
От рваного монтажа меня, правда, очень быстро укочало, пришлось отсесть от экрана как можно дальше, но отсуствие гламурности - в пейзажах, в костюмах, натуралистичный грим, небанальные своей человечностью актеры (я имею в виду конечно совершенно "сельскую" внешность главной героини) - все это сыграло фильму на руку.
Дальше - больше. Сюжет оказался не хуже - конечно, идея антиутопического мира, узнаваемо тоталитарного, да еще и с идеей смертельного реалити-шоу не нова, но она нравится мне - потому что я люблю аллюзии на рейх, люблю уколы в сторону бесчеловечности массмедийного сообщества, люблю все то, за что и положено любити жанр в его современном виде, но и здесь мир Игр оказывается приятно своеобразным. Интересно обыграны исторические параллели - первая возникшая у меня ассоциация - минотавр, лабиринт, волшебная нить, и это здорово оттеняет происходящее, создает ощущение метафоричности, даже мифовости (имена, элементы антуража, даже отравленные ягоды в чаше - отличные детали).
Вызывает симпатию четкая, простая героиня, лоховатый, но обаятельный герой, даже их "команда" по своему интересна, безусловный плюс - отсуствие явной любовной линии, неоднозначные отношения между героями - на это интересно смотреть, потому что это непредсказуемо.
Приятно, что личная линия не единственная - фильм безусловно хорошо вписывается в жанр, он напряженный6 смотреть его интересно, тело реагирует так, как должно (что в моем случае скорее редкость) - мне было нервно и на месте не сиделось.
Есть и место для размышлений о массовом сознании и влиянии на него образа, контроле этого влияния.
К сожалению, на этом список достоинств заканчивается и начинаются но: когда в конце фильма титры рассказали мне6 что в режиссерском кресле сидел Росс, восторга по поводу качества съемок поубавилось - для меня стало привычным ждать именно изобразительных приемов - простых, но эффективных, наглядных, от этого имени, так что эффект неожиданности пропал.
Сюжет, имхо, оказался не достаточно эпичным. Понятное дело - это экранизация и некоторых слов из песни не выкинешь, а следовало бы. Фильм бы только выйграл, если бы не был частью саги, открытый конец в лучших традициях Брэдбери, на мой взгляд, самое правильное завершение. И никакого Спартака в продолжении - никакого продолжения вообще.
Финал скомкан - прибытие и подготовка заняла треть фильма, окончание - минут пять, быстра смена кадров в последних сценах вообще оставляет ощущение недоделанной работы, как будто не хватило времени на нормальный монтаж отснятого материала, сцены порезали и вставили намеками, а ведь выход из любого процесса не менее важен (а иногда и более), чем вход.
Совершенно не оправдано название - о том, что в мире царит голод и еда становится серьезным соблазном для тех, кто рискует выменивать ее на вероятность стать участником игр никак не раскрыта, слишком мало внимания посвящается каким-то формальным событиям - переодели-выступили и мало тому, как это переживается героями, отражается на них, кажется, что вместо развернутого повествования тебе подсовывают отчет. Совершенно зря авторы не стали копаться в самом мире - ни тебе исторической вводной, ни хотя бы базовой информации об устройстве государства - я вот не понял, Америка это, Англия или абстрактная планета, какой нынче год, есть ли пересечения с реальной историей, каковы причины такого значимого расслоения между дистриктами гау, кроме очевидного, Капитолий (или как его там) - это столица или округ? Выставляют ли его жители своих кандидатов? Какого мудака на этот раз играет Сазерленд? слишком много важных для понимания происходящего вопросов остались не то что без ответа - без внимания вообще, что делает историю банальнее и поверхностнее, чем она того заслуживает.
Социальные игры в формирование сознания, идея "надежда - все" показаны только набросками, им можно и нужно было посвятить больше времени тому, как и зачем создавались игры, кто ими руководит, каков механизм обратной связи, идеология процесса и тд и тп... Все это наводит меня на размышления, что за книги мне не стоит и браться - вряд ли автор уделил достаточно внимания тому, что поднятая им тематика имеет глубоко социальную природу и достойна большего, чем стандартное фентези про девушку в странных обстоятельствх( и так всегда!
Отдельно мне не понравившийся момент - это технологическое оснащение игры, я не видел наверное ни одного мира, которому на пользу шли бы универсальные лечебные мази, позволяющие и лечить и косметическую профилактику проводить (типичная такая лезвийка!), создаваемые при помощи щелчка пальцами деревья, генетическеи уроды семейства псовых и прочие фантастическеи фокусы - фу, ну сколько ж можно, без этого кино было бы куда интереснее и лучше, тяга к фантастике должна быть оправдана.
И как обычно я в своем репертуаре я уже думаю о том, что из этого материала можно сделать отличную игру - во-первых, сам процесс выживания в лесу со сложностями, грамотно смоделированный - это здорово, во-вторых, практика показала, что пласт философских размышлений по поводу такого вот развлечения нарастает очень быстро и плодотворно развивается. Надо подумать в этом направлении.
А еще, кстати, я совершенно уверен, что в реальном мире такое реалити-шоу невозможно, потому что волна возмущения и протеста против участия в играх случайно отобранных кандидатов, а не добровольцев, просто не дали бы притворить проект в жизнь.
Про уродов и людей,
заметки,
кино