Восток

Jul 29, 2013 02:42

Показал Мариэлю - а заодно и сам пересмотрел, один из самых любимых эпиков последних N лет - Последнего Аватара воздуха.
Знаю (хотя и совершенно искренне не понимаю), что он понравился немногим зрителям (потому что люди малоосознанные идиоты в массе своей, не иначе), но все же сдерживаю себя от того, чтобы не написать простыню по поводу моей искренней любви и преданности Шьямалану, о его творческой биографии и многочисленных достоинствах, просто поделюсь мыслями.

Культура Востока мне не то чтобы не близка7 дело в том, что моя матушка, когда мне было лет 7 наверное, по состоянию здоровья стала искать нетрадиционные способы лечения. И нашла. В практике Цигун. С тех пор прошло многоооо лет, сейчас она иногда преподает тайдзы цюань, а я волей-неволей эту культуру впитываю и как итог люблю. Не могу сказать, что разбираюсь в вопросе, но внутренняя логика мне понятна и близка. Поэтому Аватар мне так и зашел, в том числе - вид маленького мальчика, который так владеет техникой, десятков людей вунисон повторяющих движения не мог оставить меня безразличным. Кроме того, автор хорошо понимает, о чем следует и не следует снимать кино и для чего... тьфу, чтобы не уйти в размышления о трактовке Шьямаланом тонкостей восточной философии, перейду к делу: когда-то давно, сидели мы в хорошей компании в хамаме и беседовали о разнице менталитетов разных культур. И прекрасная АП произнесла тогда очень понравившуюся мне, но до недавнего времени не до конца понятую, фразу о том, что гений запада всегда ущербен и поэтому он гений, тогда как гений востока совершенен во всем и потому гениален.
Если задуматься, это действительно так. Гениальность на западе - это всегда эпатаж, попытка бороться со временем, играть с ним на перегонки, гениями были люди, которых общество не принимало или которые не соответствовали его стандартам в определенной области. Кто глухой, кто изгой, кто наркоман и психотик, кто-то учился из рук вон плохо - в каждом есть какой-то недостаток, неровность, а значит и страдание.
Гениев же востока сложно перечислить - история зачастую не сохранила их имена. Мы не знаем кто они - художники и композиторы Китая и Японии, Тибета, ... потому что нет и быть не может гениальности, особенно в искусстве (да и самого искусства в обычном его понимании) там, где искусство заменено ремеслом, а каждое ремесло достигает уровня искусства и это норма, так должно быть, уровень требований к мастеру чрезвычайно велик.
Талант на западе - это вызов, это гордыня, известность, попытка показать себя, выделиться. На востоке же - результат упорного труда, работы над собой, повышения мастерства и продуктивности. Конфуцианство, как и другие культурные нормы, требуют от человека самосовершенствования и смирения, кропотливости во всем и скромности. Писатель востока не знает, что такое муки творчества или кризис, потому что черпает вдохновение из других источников, он питает в нем силы, а не тратит их, жизнь его дольше, спокойнее и плодотворнее, но и незаметнее, потому что он один из многих, задача его в другом - он не стремиться выразить себя всего и разом через то, что пишет или рисует, он выражает мир, сам же существуя в процессе работы, а не в ее плодах.
И это невероятно круто.
Фильм отчасти выражает и эту разницу в ментальности народов, потому что огонь, как самый агрессивный, стремиться захватывать то, что ему не принадлежит, делать то, что не положено, его адепты мыслят отчасти как европейцы - они хотят блага не миру, а себе, выделяются из общего мироустройства, переставая быть его частью, это эгоизм, который вырастает из индивидуального самосознания. Тем смешнее, потому что прототипом этого народа послужил Китай (если вы что-нибудь знаете о периоде правления Цинь Шихуанди, то поймете аналогию).

Но люблю я Аватара не за это ) а за то, что он обалденно красивый (боевка! боевка! боевка!) и про очень простые и важные вещи - про предназначение, про то, что все в мире связано и все в человеке должно и может быть гармонично, о том, что маленький мальчик может поднять стену воды (очень библейский фокус, правда?) если может простить себе гибель целого народа и смириться с тем, что мир больше, чем он сам, а он всего лишь маленькое звено в его ткани и место его известно заранее. Это правильные вещи, про них стоило снимать фильм. И стоит доснять продолжение )))

Моей основной личностью, фокусом мироощущения и мыслей по поводу и без становиться А. Что делать?????

сказки и сказочники, Чердак, заметки, ускользающая красота, кино

Previous post Next post
Up