"Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды.
Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер."
М.А. Булгаков.
Мастер и Маргарита
Подежурив по скоропомощным больницам, насмотревшись различных ситуаций - смешных и трагичных, обыденных и нет, я понял одну вещь. Вот живём мы себе, утром уходим на работу, вечером идём домой. В выходные пьём пиво с друзьями, порой вырываемся к морю или в Европу, ходим по магазинам, ссоримся, миримся - и думаем, что мы будем жить долго. Ну, по-крайней мере, до завтра-то точно доживём. И потому так легко ссоримся с близкими и родными - ничего, потом, мол, помиримся.
А на деле...
Да, ссоры бывают. Куда ж без них. Но уходя утром из дома мы порой и не думаем мириться - мы же правы!
Но сколько людей погибает совершенно неожиданно, нелепо, глупо. Внезапно!
Её привезли в два часа ночи - нашли в тёмном углу парка, истекающую кровью. 16 ножевых ранений - в живот, спину, грудную клетку, в шею. Параллельно работали 4 бригады - полостные, торакальщики, сосудистые и мы. Анестезиологи откопали целлсейвер и вовсю колдовали с ним. Суммарная кровопотеря 15 литров. Почка, кишка, перикард, левое лёгкое, селезёночная артерия, трахея, правая общая сонная - это обнаружили только в первые минуты операции. Дальше - страшнее. Размозжение хрящей гортани - интубация невозможна, экстренно кидаем стому, в этот момент чуть ниже делают торакотомию, ещё ниже - лапаро. Все друг другу мешают, сёстры разрываются на части. Вскрыли трахею, не оформляя засунули трубу - главное повесить на ИВЛ. Убираем фарабефы - начинает сильно заливать справа.
В этот момент пытаются ушить перикард, рядом матерятся абдоминальщики - у них озеро из говна и крови, отсос не справляется. Плавно седеет анестезиолог - сатурация 65, ритм урежается и начинает мерцать. Орёт "Дрэгер". Воет инфузомат. Чавкают отсосы. Вразнобой матерятся врачи.
Прошлись латеральнее - фонтан в лицо. Вслепую зажим - с четвёртого раза попадаем. Очки уже залиты и потому улетели в дальний угол. Ревизия - почти пересечена общая сонная. Сосудологи работают на сердце, потому латаем сами. Выделили. Шьём. Пять минут. Десять минут. Сколько уже мозг в ишемии? Давно. В животе тоже шьют. Сосуды, кишечник, печень. Почка в хлам - только удалять.
Рук не хватает. Инструментов не хватает. Крови не хватает. Времени тоже не хватает. Давление уже 30/0. Крики, возня, яркий свет и кровь. Море крови.
Пустили кровь по сонной - вроде шов держит. Сколько прошло времени? Минута? Час? Хрен его знает. Своё мы закончили, но коллегам не хватает рук, и поэтому начинаем помогать им. Держать, вязать, сушить.
Десять утра. Уже полтора часа как пришла смена, а мы только скидываем перчатки в таз. Мы своё отколдовали, теперь очередь творить чудо за реаниматологами.
Только вот на этот раз чудо не получилось - через два часа она умерла.
Утром того злополучного дня они с мужем поссорились. Утром они ушли на работу - каждый в свою сторону, так и не сказав друг другу даже "до свидания". Неизвестно, что изменилось бы, если бы они помирились. Но знаю точно одно - он всю жизнь будет знать, что расстались они, злые друг на друга.
Поэтому - уходя из дома - обнимите своих близких. Поцелуйте их. Улыбнитесь им. И пусть во вчерашней размолвке вы были правы - разве от вас убудет?
Ведь мы же все внезапно смертны. И даже если что-нибудь произойдёт - по-крайней мере вы будете знать, что не забыли сказать самого главного.
Любите друг друга!