Осмысленная судебная хроника - занятие само по себе благородное, требующее литературного мастерства, смелости, познаний в юриспруденции и, что уж совсем большая редкость, терпения.
Несколько десятков репортажей о суде над хладнокровными убийцами адвоката Станислава Маркелова и журналистки "Новой Газеты" Анастасии Бабуровой я себе распечатал как книжку, и трудно назвать другую книжку, из которой можно так много узнать о происходящем в России.
Впрочем, иногда, достаточно и
одной статьи, даже пары абзацев:
Вечером 18 февраля они [банда убийц-неонацистов] кружили по дворам Ярославского шоссе в поисках Тарона [уголовника, с которым у них были свои счеты]. После нескольких часов [безуспешных поисков], разозлившись, решили "убить любого черного". Как позже выяснилось, до Тарона они не дошли один двор: он действительно праздновал освобождение на "Бабушкинской". А в соседнем дворе студент Максим Костиков собирался ехать домой: он вышел от своей девушки и прогревал машину у подъезда. Костиков был брюнетом. "По-моему, это русский",- засомневался Тамамшев. Но Апполонов подошел к Костикову, спросил номер дома и вернулся со словами "это стопроцентный хач".
[...]
Тамамшев ударил Костикова ножом три раза в спину, три раза в грудь и живот, Апполонов - в печень, но Костиков вырвался. Крики о помощи слышал весь дом. Костиков добежал до Ярославского шоссе, поймал такси, доехал до поста ДПС. Там он рассказал милиционерам, что на него напали кавказские подростки, хотели угнать машину - это занесли в протокол. Ближайший пункт скорой помощи был в двух километрах. Скорую вызывали шесть раз. Костиков выходил, курил, ждал врачей. Когда они приехали, он был уже без сознания, а в больнице умер от потери крови.
Но главное даже не в этом. Главное - это какой-то удивительный иммунитет к популярной философии, которую даже моральным релятивизмом назвать язык не поворачивается, такая она примитивная. Типа здесь говно - и там говно, только называется по-разному. Правозащитник, который борется с расизмом - а чем он лучше расиста, ведь его контора из полутора калек так не похожа на эффективный бизнес, и, о боже, он один раз даже не заплатил 700 долларов налогов с гранта (который налогами облагаться не должен вообще). И уж совершенно ясно, как ему далеко до светлых голов из Комиссий по модернизации, либеральных клубов Единой России и Большого Правительства, у которых тонкие очки, английский без акцента и распил бюджета ведется с HR-менеджером и аудитом, как в бизнес-школе научили.
Левада-центр считает, что в России
вырос спрос на авторитеты, на людей которым можно доверять. Говорят, что их мало. Мало, но есть, и очень красивые.