Говоря о Махабалипураме, можно разделить повествование на две части: изучение исторической части и бытоописательную. Начнем с исторической…
для справки обратимся к
Википедии:
Город на Коромандельском берегу в индийском штате Тамилнад, в 60 км к югу от Ченнаи. Нас. 12 тыс. жит. (2001).
Город возник в VII веке н. э. как главный порт царства Паллавов под названием Мамаллапурам (вероятно, назван в честь одного из царей). С эпохи Паллавов (VII-IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:
прибрежный храм - смыт в море во время великого цунами 2004 года, впоследствии восстановлен;
небольшой скальный храм Вараха;
гигантские скальные рельефы со сценами покаяния Арджуны и «Низвержение Ганги на землю»;
храм Панча Рата - пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.
Все эти памятники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С XVIII в. в литературе появлялись сообщения о том, что значительная часть древнего Мамаллапурама ныне находится под водой. Во время упомянутого цунами отходящая волна открыла двухметровые каменные фигуры и прочие развалины неизвестного ранее храмового комплекса эпохи Паллавов.
Вообще, каждый раз находясь в подобном месте, невольно задаешься вопросом времени, человеческого бытия и тленности всего материального. Возьмем тех же паллавов. Ну думали ли они, что через какие-то 1300 лет по их храмам будет ходить чувак из далекой снежной страны с «запоминателем изображений» за спиной, а не с копьем, попивая чистую воду из кувшина, сделанного из неведомого прозрачного материала с закрывающееся крышкой.
Или то, что какая-то светловолосая девочка будет спорить со своим братом о том, кто первый добежал до места, где скорее всего совершались важные ритуалы и, возможно, люди с почтением и трепетом подходили к нему, вздымая руки к небу или произнося некие молитвенные слова.
Задумывались ли они, что рядом с их храмами поставят на широкую ногу торговлю и толпы местных и иноземцев будут просто приходить посмотреть, а не преклониться или покаяться.
Жизнь - интересная штука и даже маяк, который пусть старый, но воспринимается нами, как наш современник, тоже скорее всего падет под гнетом времени и станет одиноким осколком или осовремененным маяком, играющим скорее декоративную функцию.
кстати, сейчас он закрыт на очень колоритный замок и засов
табличка тоже сделана добротно, жаль изгадили редиски всякие, уже не то
Затем мы залезли вот сюда
вид конечно отличный
Нельзя обойти стороной и такие монументы.
Безусловно, подобные памятники вызывают куда больше восхищения, чем рукотворные, поскольку я не перестаю убеждаться в том, что природа - лучший архитектор и дизайнер в одном.
Интересно также подумать о том, насколько изменились и водные пейзажи, ведь не факт, что эти воды были простыми, вполне возможно, что они были священные, и местные жители проводили в них религиозные обряды. А что сейчас?
Если честно, то после Ангкора в Камбодже, любой другой храмовый комплекс подобного типа покажется детской игрушкой.
Для наглядности просто сравним.
Вот Махабалипурам, плюс то, что вы видели выше
А теперь Ангкор
По Ангкору фотографий есть гораздо больше и красивее, т.к. там счет храмов идет на десятки. Пихнул первые попавшиеся. Это я к чему? После Ангкора практически ничем подобным больше не удивить, т.к. там по настоящему история переплетается с настоящим, да и территория в сотни раз больше, есть где уединиться в джунглях, сидя на каком-нибудь древнем камне, который аккуратно вытесали около 1000 лет тому назад.
История историей, а настоящее бывает куда интереснее, поскольку существует при нас, и мы можем наблюдать его в динамике, что гораздо более захватывающе. Во второй части мы посмотрим, как же сосуществуют две важнейших экономических составляющих современного Махабалипурама - туризм и рыболовство и какие перспективы у этого милого древнего города.