Оригинал взят у
boris_barabanov в
Добрый путь Я уже рассказывал недавно, как попал в молитвенный дом в городе Честер в Южной Каролине и обнаружил там довольно приличный набор инструментов и аппаратуры, которому позавидовала бы рок-группа средней руки. В наборе были восемь радиомикрофонов, и я тут же вспомнил все эти многочисленные сцены из фильмов с темнокожими проповедниками. В той местности, где я оказался, как мне рассказали, церквей больше, чем бензоколонок. Раз в неделю люди собираются вместе, чтобы воздать хвалу Господу и попеть в свое удовольствие. Чтобы возрадоваться. Мне очень симпатична эта форма общения с Богом. Я позволяю себе завидовать людям, в чьей духовной жизни есть такие моменты.
Получилось так, что, спустя небольшой промежуток времени, мне рассказали об альбоме певицы Галины Босой “XII священных псалмов” и о том, что его концертное представление пройдет в Храме Христа Спасителя, точнее, в Зале церковных соборов.
Информация срезонировала с недавними впечатлениями, я прошел по ссылке и послушал, как мне показалось, довольно искреннюю работу.
Здесь, наверное, стоит добавить, что специалистом в области церковной музыки себя не считаю, более того, мои собственные отношения с православием - довольно сложный и нелогичный путь. С другой стороны, четверо моих ближайших родственников поют в церковном хоре, двое из них - хорами руководят, причем в больших храмах больших городов. Плюс к этому, мой предок Аркадий Городецкий много лет прослужил в русской армии на Кавказе полковым священником, а по увольнении из армии до своей смерти в 1916 году был священником в одной из церквей г. Тифлиса, которую нашли мои тбилисские родственники и которую я считаю важным местом в своей жизни. Впрочем, все это, конечно, не имеет прямого отношения к альбому.
А имеет то, что данная запись, как мне показалось, вполне тянет на доступную демократичную интерпретацию духовного материала силами каких-то нескучных молодых людей, с которыми можно говорить на современном языке. Мне показалось, что об этом можно поговорить поподробнее, например, под сводами того же Зала соборов, про который многие из моих знакомых слышали, но мало кто был внутри. В таких же примерно фразах я обратился к нескольким своим товарищам, прилично погруженным в тематику, в том числе к Эдуарду Боякову. Эдуард довольно резко и многословно отреагировал в фейсбуке , что еще раз подтвердило мое интуитивное предположение: религиозная тематика и ее художественные воплощения остаются у нас спорной территорией, как только имеет место хотя бы малейшее отступление от канона. Любая попытка выйти за рамки образа бородатого тучного человека в рясе - стресс.
В своем посте Эдуард жестит. Использует слова “ужас”, “зло”, “грех”, “цинизм”, “Стас Михайлов”. Его ужасает использование в сценической версии программы LED-экранов. Судя по тексту, Эдард для себя давно решил, как можно и как нельзя говорить о Боге. А я вот и насчет Стаса Михайлова до сих пор до конца не уверен.
С одним соглашусь: с афишами программе не повезло. В остальном, думаю, действительно есть предмет для дискуссии. Почему нет? К слову, вот ссылка на альбом, судите сами:
https://music.yandex.ru/album/3050831 16 ноября в Зале церковных соборов будет, как мне кажется, довольно своевременный Круглый стол, спровоцированный этой программой. Кому интересно, могу сообщить детали.
У меня еще два слова насчет зла.
Музыкальное решение, использованное Галиной Босой и ее коллегами-музыкантами, это язык. Он ей удобен, органичен. Может ли быть язык злом? Могут ли “нью-эйджевые” или “саундтрековые” аранжировки отравить человеку сокровенное общение с духовным стихом? Вопрос, достойный дискуссии. Я вот, например, не люблю композитора Эйнауди, но понимаю, что реально миллионы людей как-то пришли сначала к нему, а потом, может быть, один процент из них прийдет к Майклу Найману. А остальные, может, так никогда и не прийдут. Это много или мало? Значит ли это, что Эйнауди - зло, потому что создал “фейковый” вариант классики? Или , например, хорошо знакомая Эдуарду индийская тема. Люди, которые сидят за лэптопами и создают террабайты вегетарианского этно-транса, ставшего частью ландшафта в Гоа etc. От классической индийской раги сейчас это уже очень далеко, а люди составляют свое впечатление об индийской музыке именно по этому электронно-медитативному потоку. Это - зло ? Это язык. Мат в спектаклях “Практики” “Кеды” и “Жара” - это язык. Хотя многие мои знакомые очень широких взглядов искренне злятся по поводу этого языка.
Мне кажется, зло - это все же что-то другое.