Две особенно явных беды преследуют современную педагогику. Это - развить ребенка и разтлитьвлечь ребенка. Цитата:
"Дома (после прогулки)начните с осмотра находок. Обсудите, почему плоды, даже одного дерева, различаются между собой. Предложите ребенку подобрать шляпки к желудям, чтобы они подошли по размеру. "
И - ложкой по столу:"Усвоил, сынок?!")))))
Ну непременно - обсудить, предложить, рассортировать, проклассифицировать....
Порой кажется, что за этим - страх от неумения просто спокойно и интересно жить самому рядом с ребенком. Это очень трудно понять, а еще труднее - реализовать в повседневной поступочной событийности : ребенок не ОБЪЕКТ педагогического воздействия, но активно и свободно (и имеющий на это ПРАВО!!!) , САМОСТОЯТЕЛЬНО познающий мир, и не надо заменять его активность - своей и совать ему под нос коврик с лебедями "Ну ПОСМОТРИ ЖЕ, как красиво!!!"...
Практическое: мамы с третьим и больше) ребенком знают: несмотря на то, что времени заниматься младшим ребенком у них очень мало, развивается он ничуть не хуже старших, а кое в чем и здоровее-свободнее-ярче их. Потому что у него богаче среда и больше свободы. Именно этот опыт/знание порой дарят большие семьи...
Игра и игрушки в жизни детей.
Elke Blattmann
Начало
здесь и
здесь.Следующая цитата-пост будет последней - для тех, кто устал)))
Ритмичные игрушки.
Уже до рождения ребенок получает опыт переживания ритмов - через мамино дыхание, сердцебиение, ритм шагов. После рождения это - качающаяся колыбелька. Эти ритмы бесконечно радуют ребенка, так же, как стихи и песни. Через какое-то время ребенок достаточно подрастет, чтобы самостоятельно взобраться на лошадку-качалку или взлететь высоко на качелях.
Некоторые игрушки еще и рождают ритмичные звуки: например, маленькие курочки стучат деревянными носиками по дощечке. Детей никогда не утомляют игры с этими игрушками, напротив, ритмичное движение и звук снимают порой излишнюю нервозность и беспокойство. Вместе с этим он получает опыт, что у каждого материала, каждой вещи есть свой звук. Даже у каждой породы дерева - свой звук, как своя «песня» и у железа, у фарфора. Эти звуки - то, что должно быть доступным ребенку для постижения в нашей заполненной разными шумами жизни Пластик не обладает таким богатством звучания. Его звук уныл или вообще никаков.
Ко всем игрушкам, которые мы даем детям, нужно задать вопрос: что испытывает ребенок, играя с этой игрушкой? Какие чувства при этом оживляются и каким образом? Достаточно ли места оставляет игрушка для воображения ребенка? Конечно,
лучшие игрушки в мире - те, которых родители делают самостоятельно. Это также, вероятно, лучшее противоядие для детской болезни, известной как “купите мне что-то!”, которая отягчается с каждой новой купленной игрушкой.
.
Куклы
Возможно ли сегодня купить в магазине куклу, которую бы действительно хотелось подарить ребенку? Даже если у куклы прекрасное выражение лица, пластмасса - очень неподходящий, мертвый материал, чтобы использовать его для изготовления чего-то, предназначенного для любви ребенка. Когда куклы могут механически открывать рот и плакать «как в жизни», хлопать ресницами с мультяшным выражением лица - тогда куклы могут быть действительно страшны для ребенка. Каким разрушительным эффектом могут обладать эти вычурные и мертвые создания по отношению к чуткой к восприятию форм душе ребенка!
У меня был очень поучительный опыт с двумя братьями. Двухлетний любовно качал на руках свернутый куклой кусок ткани:»Смотри, мама, какая у меня забавная старушка»! Пятилетний увидел это и также захотел такую куклу.
Их мама взяла зеленую ткань, перевязала круглую голову, две руки и две ноги. Ей потребовалось нарисовать лицо. Она взяла мелок и нарисовала глазки и ротик. Счастливый мальчик получил свою «охотницу». Когда это увидел младший, то он захотел того же. Он отдал свою ткань матери, она повторила куклу старшего ребенка и вернула малышу. Но мальчик разочарованно бросил это на пол: это больше не была его «забавной старухой».
Кукла стала слишком завершенной, оформленной. Его воображение было повергнуто.
Конечно, мальчику было только два года. Позже, ребенок наверняка захочется и украсить и одеть-раздеть куклу. Она должна быть достаточно теплой и легкой, но достаточно плотной, чтобы стоять и сидеть, с простыми чертами, чтобы с помощью воображения ребенок мог превратить куклу в уникальное создание, в котором мальчики нуждаются так же, как и девочки.
Дети хотят сотрудничества.
Даже если у детей есть прекрасно оборудованная детская комната, они не будут там играть постоянно. Они время от времени будут цепляться за материнскую юбку. И это абсолютно нормально для маленьких детей. До трехлетнего возраста, по крайней мере, игровой уголок должен быть достаточно близко к рабочему месту мамы. Обычно там дети играют особенно радостно, не требуя ничего. Мячика, перышка, вязаной зверушки обычно вполне достаточно, чтобы занять их внимание в течение долгого времени. Не тревожьте их! Не стремитесь что-то обязательно для них сделать! Дети быстро привыкают к тому, что их занимают, развлекают и становятся требовательны к взрослому, вместо того, чтобы развивать собственную игру. Мама может спокойно заниматься своими повседневными делами при этом. Если она еще и тихонько напевает во время работы, или медленно декламирует короткие стишки, то маленькие ушки будут к этому очень внимательны!
Что касается деток постарше, то они охотнее работают рядом с мамой, чем играют. Замечательно, когда у мамы есть такая работа, в которой ребенок может принять участие и помочь ей. Как старательно они помешивают содержимое кастрюль и горшков! Как они стараются, когда шинкуют овощи или пекут пирог! Губки и веник тоже используются с радостью, если ими пользуется и мама.
Необходимо заботиться о том, чтобы у детей была возможность получать разнообразный опыт. Иногда пылесос очень полезно заменять веником. Молоть кофе на ручной кофемолке гораздо интереснее, чем на электрической.. И у каждого ребенка должна быть возможность ощутить запах свежеиспеченного хлеба.. И, несомненно, их опыт будет богаче и подлиннее, если они узнают, что мука прежде была зерном, которое они могут сами смолоть в муку.
А стирка может стать для ребенка настоящим праздником! Ребенок может открыть для себя, что же такое делает для нас стиральная машина. Шестилетняя девочка в изумлении наблюдала, как полощется белье вручную: «Почему мы несколько раз выжимаем и снова мочим одежду? Надо просто положить её в машинку, а потом достать оттуда и повесить сушиться». Машины - большие помощники, но мы не должны забывать о том, какой опыт получит или не получит ребенок, используя их. Вся ручная работа доступна детям, она стимулирует их подражание. Почему мальчики так обожают трубочистов, мусорщиков, строителей? Потому что эти профессии, одни из немногих, где ребенок может почувствовать «настоящую» работу. Таких профессий осталось довольно мало в нашем окружении.
(окончание следует)
Взято отсюда:
http://alja8.livejournal.com/183430.html