Оригинал взят у
lad_ia в
Про телоПопалась книжка "Бегущая с волками" Купила лет пять назад, тгда же читала - не впечатлила. Думаю, кому бы отдать, раскрываю наугад, а там мне сообщение...
Как раз в тему моих мыслей о себе и собственном теле. А потом вопрос попался во френд-ленте: что есть естественная женская красота? По мнению вопрошающей, красиво, когда бритые полмышки-ноги-лобок и спортивная подтянутая фигура. Иначе некрасиво. Так что я тут книжку цитирую. И пора её, вижу, перечитать.
Хотя нарушения, проявляющиеся в непреодолимом и разрушительном обжорстве, искажающем размеры и образ тела, реальны и трагичны, для большинства женщин они не являются нормой. Женщины - дородные и хрупкие, толстые и тощие, высокие и низкие -
бывают такими, вероятнее всего, просто потому, что унаследовали телосложение своих сородичей, если не ближайших родственников, то предков, отстоящих от них на одно-два поколения. Чернить или обсуждать внешние качества, унаследованные женщинами от предков, - значит создавать все новые поколения беспокойных и нервных женщин. Оскорбительные или безапелляционные суждения по поводу внешности, которую женщина получила в наследство, лишают ее нескольких необходимых и драгоценных духовных сокровищ. Они отнимают у нее гордость за полученный в наследство тип телосложения. Если ее приучили относиться к этому наследию с осуждением, это немедленно разрывает ее телесную связь с остальной семьей.
Если ее научили ненавидеть собственноетело, то как она может любить тело своей матери, которое так похожена ее собственное, тело своей бабушки, тела своих дочерей? Как она можетполюбить тела других женщин (и мужчин), своих родственников, которые унаследовали телосложение и внешность своих предков? Такие нападкиотнимают у женщины, какого бы роста, размера и облика она ни была,законное право гордиться близостью к своему роду, отнимают у нее тотестественный напев, который звучит в ее теле. В сущности, нападки наженское тело - это нападки на тех, кто ушел до нее, и на тех, кто придет после.Критические суждения о приемлемом внешнемвиде того или иного тела порождают массу высоких сутулящихся девушек,маленьких женщин на высоченных каблуках, полных женщин, которыеодеваются так, будто они в трауре, худеньких женщин, которые пыжатся,как голуби, и других женщин, которые стараются выглядеть не такими,какие есть на самом деле. Разрушая инстинктивное родство женщины с ее телом, ее лишают уверенности. Это вынуждает ее постоянно сомневаться,хороша она или нет, и ставит ее самооценку в зависимость от того, как она выглядит, а не кем она является. Это заставляет ее тратить энергиюна подсчеты количества съеденной пищи, на беспокойство по поводу граммови сантиметров. Это делает ее озабоченной, окрашивает тревогой все еедействия, планы и мечты. В мире инстинктов невозможно представить, чтобы женщина жила, уделяя такое огромное внимание своей внешности.
Есть полный смысл оставаться здоровой и сильной, давать своему телу как можно больше питания. Однако приходится согласиться, что у многих женщин действительно сидит внутри "голодная". Но предмет ее голода - не конкретный размер, облик или рост, не соответствие определенному стереотипу - женщины жаждут элементарного внимания со стороны окружающего их общества. "Голодная", которая сидит у них внутри, жаждет, чтобы к ней относились с уважением, принимали ее или хотя бы не пытались втиснуть в стереотип. Если действительно существует женщина, которая "исходит криком, стараясь выбраться", то она кричит, требуя уважения, требуя, чтобы прекратили неуважительно мерить чужими мерками ее тело, ее лицо, ее возраст.
Там, где отклонения женского тела отобщепринятого стандарта объявляются патологией, возникает глубокопредвзятое отношение, сторонниками которого выступают многиепсихологи-теоретики, и в первую очередь Фрейд. Например, его сын Мартин вкниге о своем отце Зигмунде рассказывает, что в семье у них активно нелюбили толстых людей и насмехались над ними. Вопрос, почему у Фрейдабыли такие взгляды, выходит за пределы этой книги; и все же труднопонять, как могла такая точка зрения способствовать уравновешенному отношению к женскому телу.
Тем не менее приходится признать, что многие психологи-практики продолжают относиться к естественному телу столь же предвзято, тем самым вынуждая женщин постоянно контролировать свою фигуру и лишая их более глубокой и тонкой связи со своим обликом.
Боязнь своего тела наносит большой ущерб творческой жизни женщины и ее вниманию к другим вопросам.
Такое поощрение попыток переделать женское тело поразительно похоже на попытки срыть, сжечь, счистить слои,срезать до костей плоть самой Земли. Ранам, нанесенным женским телам идушам, соответствуют раны на теле общества и, наконец, самой Природы. В подлинно целостной и органичной психологии все миры понимаются как взаимозависимые, а не отдельные сущности. Не удивительно, что в нашемобществе есть проблема, связанная с переделкой данного женщине природой тела, что есть близкая к ней проблема переделки ландшафта, а такжепроблема расчленения культуры на кусочки в угоду нынешней моде. И хотя женщине в одночасье не остановить насилия над культурой и Землей, она может перестать подвергать ему собственное тело. Дикая природа никогда не простит вреда, наносимого телу, культуре или Земле. Дикая природа никогда не смирится с насилием, которому ты подвергаешь свое тело, лишь бы доказать, что ты чего-то стоишь, что можешь себя обуздать, что у тебя есть характер, лишь бы стать более привлекательной, больше цениться в финансовом выражении.
Женщина не может добиться от общества большего понимания, сказав ему: "Изменись". Но она может начать относиться по-другому к себе самой и тем самым отражать от себя уничижительные проекции окружающих. Для этого нужно вернуть себе свое тело. Если не отказывать в радости телу, которое дано тебе от природы, если не покупаться на иллюзию, будто счастье приходит только к женщинам
определенной внешности и возраста, если ничего не ожидать и ни от чего не отказываться, если вернуться к самой себе и жить полной жизнью, все встанет на свои места. Такое динамичное самоутверждение и самооценка - именно то, что может положить начало переменам в обществе.
Клариса Пинкола Эстес, "Бегущая с волками"