Про позитивное мышление

Jan 15, 2019 08:16

Когда-то давно, когда я ещё пыталась читать книги по психологии, я встретила у Гиппенрейтер пример с привыканием к новому психологическому подходу, как к езде на велосипеде. Она писала, что когда внедряешь что-то новое, то сначала не можешь делать это легко, потому что всё время думаешь о равновесии, педалях и руле, потом лишь иногда "спотыкаешься", а потом начинаешь получать удовольствие от езды и совсем забываешь о технических нюансах. Я на 100% почувствовала это на себе, когда решила не говорить маленькой Анюте слово "нельзя" без особо важных причин: вместо него предполагались "не надо", "осторожно" и "сядь на попу" (была уверена, что писала уже раньше про эту методику, но не нахожу, может в ИГ где-то? нужно кому-нибудь?). Сразу так трудно было, просто жуть, потом как-то скрипа стало сильно меньше, а потом внезапно выяснилось, что в четыре года мой ребёнок не очень понимает значение этого слова... Потом был эксперимент по убиранию из речи выражений "залазь" и "слазь", параллельно добавилось убирание слова "поехали" в повелительном наклонении и ещё парочка типа того. И всё с тем же результатом (правильнее, наверное, сказать процессом): сначала не особо выходит, потом говоришь неправильно и сам себя поправляешь, потом в какой-то момент осознаёшь, что уже и не помнишь, как говорил раньше.

Прямо сейчас мой челендж - это отучить детей (особенно младших) не говорить обобщённых негативных оценок типа "ты плохой", "это невкусно", "рисунок некрасивый". Альтернативой выступает оценка конкретного недостатка или поступка в сочетании с я-сообщением: "ты плохо себя ведёшь" (а ещё лучше "мы не толкаемся"), "мне не нравится горошек в супе", "я больше люблю розовый цвет". В магазине продавщица и покупатели покатились со смеху, когда Стёпино восклицание "Эта колбаса плохая" я предложила заменить на "Эта колбаса мне не подходит", в том числе и потому, что мои попугайчики потом перетыкали всю витрину, дуэтом сообщая мне, что им подходит, а что не подходит. Но мне кажется, что в жизни им пригодится умение определять, что именно им не нравится в объекте, субъекте или событии, в противовес умению навешивать ярлыки с плюсом и минусом. И ещё один внезапный бонус вылез самостоятельно и неожиданно от меня: дети стали гораздо лучше и больше аргументировать свою позицию. Это, конечно, пока на примитивном уровне, в том числе и из-за их неидеального владения речью, но насколько же проще с ними, когда они мало того, что точно знают, что и как им надо (а это умение они уже очень давно освоили), так ещё и учатся это подробно высказать.

Детство, Будни мамы двойняшек, Работа над собой

Previous post Next post
Up