Как читать книги с неговорящими детьми

Jul 25, 2017 16:40

Наверное, есть дети, которые с удовольствием слушают с рождения стихи и сказки, читаемые взрослыми с выражениями, но мои малыши к ним точно не относятся. У Ани что-то достаточно монотонное зашло только к трём с половиной годам, а то и позже, а двойняшки скорее всего пойдут тем же путём. Поэтому мы "читаем" книги, где много картинок, но почти нет букв и текста. Ниже предлагаю несколько вариантов такого чтения, расположив их примерно в том порядке, в котором они обычно вводятся в практику:

* Вербальное называние. Я показываю пальцем в картинку и называю её (по возможности одинаково, благо много книг с подписями). И если там написано мостовой кран или костяника, то так и называю, никаких "рыбок" на изображении дельфина. Максимум, что могу дать обобщающее слово перед определением: мишка коала, ягодка черника, машина бульдозер.
* Упрощённое вербальное называние: после слова из предыдущего пункта даю слово или жест, которые в перспективе ребёнку проще воспроизвести, чем словосочетание "карьерный самосвал". Это качели - катаются кач-кач, это зайка - прыг-прыг, это машина-каток - он делает вот так (определённый жест).
* Где это? Называю картинку (чаще всего только первым вербальным способом) и жду, чтобы ребёнок показал
* Что это? Показываю на картинку и спрашиваю, что это. Выдерживаю паузу ожидая, что ребёнок обозначит узнавание словом или жестом и потом называю сама одним из предыдущих способов.
* Правда или ложь. Показываю на картинку и называю пару раз неправильно: это слон? это бульдозер? это платье? - и в конце называю правильно. Если дети уже дозрели до смысла этой игры, обычно она им очень нравится.

Постепенно чтение усложняется, речевые возможности становятся шире, но эти читательные игры могут продолжаться чуть ли не до школы, если подбирать книги подходящей сложности. Так, годовалым детям мы даём книги про те предметы, которые непосредственно их окружают, а шестилетки запросто выучивают органы человека, виды динозавров или разновидности боевого вооружения рыцарей средневековья. Ну а самый главный бонус такого чтения - это то, что оно совершенно не самостоятельное, поэтому даёт возможность детям и родителям провести время вместе и с пользой.

Наши книги, Моё, Детство, Будни мамы двойняшек, Книги, Чтение

Previous post Next post
Up