Что делать? Во-первых, если ребёнок не знает, сообщить МЯГКО, что у людей случились большие проблемы. Тут же об'яснить, что сами и близкие в порядке, и делают всё, чтоб оставаться в безопасности. Если не в порядке, отдельный разговор. Сейчас я говорю о ситуации тех, кого не затронуло лично. Если в этот момент не чувствуете в себе силы заниматься этим дальше, об'ясните ребёнку, что заняты и обязательно поговорите с ним об этом, но чуть позднее. Заниматься же надо тем, чтобы справляться.
Я об'ясняю террористические акты как часть войны. Группа людей делает что-то страшное, чтоб напугать противника в войне. Продумайте для себя своё "чисто логическое" (на этом этапе) определение террористического акта - что это такое, кто это делает, что они хотят.
Подробности того, как это происходит, очень важно "отмерить" по зрелости ребёнка и его эмоциональному состоянию. Телевизор при ребёнке я бы не включала в такое горячее время, потому что образы могут там быть какие угодно. Можно показать предварительно просмотренные родителями сайты или видеозапись, а лучше рассказать своими словами столько, сколько считаете нужным. Я считаю, что важно донести общую идею одних людей сделавших очень больно другим, а как и в каком виде - определять по ребёнку.
Наиболее подробно стоит остановиться на вопросе о том, что делает семья для помощи другим и для обеспечения своей безопасности. Подробный показ ленты для заклейки окон, запаса воды и еды на несколько дней, рассказ о том, что умеешь делать при авариях, как можешь помочь себе и другим - поможет ребёнку успокоиться. Потому что таким образом ребёнок может действиями выразить свою заботу, а не застревать в мыслях. Многие в школах смеялись над тем, как детей тренировали залезать под парты от атомного взрыва - потому что бессмысленно. Так вот, дайте детям осмысленные действия, направленные на безопасность.
Скорее всего, ребёнок захочет поиграть в террористический акт. Это часто шокирует родителей, тем более что ребёнок при этом сам озвучивает обе стороны, в том числе и террористов. После сентябрьских событий в Америке многие дети строили башенки из кубиков и влетали в них игрушечными самолётиками. Что делать с такими играми? Опять же, направить их на действия по спасению. Если в начале игры был взрыв - пусть прилетят медицинские веролёты, приедет полиция и пожарные, а ещё показать, как персонажей отвозят в больницы и там им помогают, как люди закрывают лицо влажными тряпками и спасаются от дыма и так далее. Конкретные, простые действия, направленные на спасение. И потом - как люди отстраивают разрушенное. То есть придать игре завершение в спасении и восстановлении, чтоб ребёнок не застрял на стадии "бум, все умерли". Дети могут повторять такие игры много раз, так же как взрослые могут долго ещё обсуждать такие события - чтоб справиться.
Когда ребёнок справляется таким образом, можно начать заниматься разбором ситуации с точки зрения морали. Я не делала бы это на фоне шока своего или ребёнка, то есть сначала надо снять шок, потом заниматься разбором. Кто делает такое, почему? Кто НЕ делает, почему? Что дальше? Этот разбор очень будет зависеть от отношения семьи к темам жизни и смерти, войны, патриотизма, и от общих философских и религиозных установок в семье.
Вот тут страница от американского института ментального здоровья, на английском. Кое-что полезное есть. Несколько идей оттуда:
- Дайте себе и ребёнку время справиться, и справтесь сами до того, как будете помогать детям.
- Уважайте желания детей НЕ обсуждать тему - возможно, им нужно больше времени для размышлений про себя
- У маленьких детей, самый важный фактор - реакция матери. Займитесь собой!
Вот тут большой список ссылок на английском на сайты на тему. Дополнительные идеи из сайтов по ссылкам:
- Продолжайте свои обычные, рутинные занятия: завтраки, видео, чтение на ночь. Это очень успокоит детей, особенно маленьких.
- Дайте ребёнку возможность рассказать о своих мыслях и страхах, даже если они фантастические или "глупые", и спокойно и серьёзно расскажите, как справляться с каждой проблемой - даже если ребёнок боится, что придёт дядя Гитлер на танке прямо во двор. Страх есть страх, даже если он не основан на реальности. Обсуждение всего, что ребёнок хочет обсудить, очень поможет.
- Больше всего дети боятся трёх идей: что теракт повториться, что убьют близких или ребёнка, что ребёнок останется один (потеряется, отделится от семьи, семья пропадёт).
- Включайте детей в помощь по делу - передачу еды жертвам, безопасность своего дома и так далее. Я об этом уже писала, но это очень важно, так что повторю.
Будем сильными и добрыми.
(продолжение - следующий пост)
Вот дополнительная информация о том, что делать, если случиться стать заложником. Сегодня мы разговаривали на эту тему, и будем говорить ещё :-(
1. Не делайте ничего, пока не пройдёт первый шок. Не бегайте, не кричите, не дёргайтесь. Многие заложники погибают в первые минуты! Будь незаметным. Если на тебе какие-то знаки отличия, особенно религиозные - спрячь незаметно.
2. Дальше будут долгие периоды скуки, перемежающиеся краткими периодами страха и насилия. Важно найти какие-то рутинные дела, какое-то подобие "системы" (что делаешь вслед за чем) в часах ожидания. Франкл писал в лагере свою книгу, Трахенберг разрабатывал свою систему быстрого счёта. Наблюдения, анализ, дело всегда помогают держаться.
3. Надо быть готовыми справиться со стыдом. Для многих тот факт, что им приходится испражняться при чужих, или что они грязные или не до конца одеты, является чуть ли не бОльшим стрессом, чем убийство людей рядом. Стоит быть заранее мысленно готовым к идее временного отказа от элементарной гигиены и стеснения. Когда крымских татар высылали, битком набив в вагоны, много женщин погибло от разрыва мочевого пузыря: очень сильное табу.
4. Если есть возможность завязать какие-то связи с захватчиками, пообщаться с ними, иногда это повышает шансы выжить. Того, с кем разговаривали, не расстреливают первым. Но обычно террористы об этом знают, и не общаются вообще. Если умеете, можно успокаивать нервничающих захватчиков.
5. Страх - главная проблема. Нужно иметь в арсенале способы уменьшать страх, вроде медитации, молитв, длинных вычислений в уме и так далее. Этим стоит позаниматься в любом случае: те же приёмы работают в очень многих бытовых ситуациях и наверняка пригодятся просто по жизни, независимо от катастроф. При этом важно понимать, что не стыдно бояться, и нет необходимости демонстрировать бесстрашие. В частности, не надо обзывать и дразнить террористов, как в плохих боевиках.
6. Родителям с детьми особенно тяжело оказываться в заложниках. Детям чаще угрожают, если чего-то хотят от родителей. Детям ещё тяжело видеть родителей в униженном положении, не говоря о боли.
7. Важно держаться друг друга в группе, не "доставать" друг друга, заботится друг о друге по возможности.
8. Стоит постараться сообщить террористам о медицинских проблемах, требующих быстрого внимания, например, если инсулин нужен для диабетиков. Иногда это срабатывает, иногда нет.
9. Если вы снаружи, а родственники внутри, не пытайтесь уговорить террористов с ними пообщаться по телефону. Это может подать им идею начать их избивать во время разговора, чтоб снаружи услышали.
10. Если здание штурмуют, ложись и закрывай голову руками. Но если террористы паникуют и начинают случайную стрельбу по заложникам, попробуй убежать. Не бери без дела в руки оружие убитых террористов во время захвата здания: спецназ стреляет в тех, у кого в руках оружие, это почти рефлекс, на это тренируют.
http://www.livejournal.com/users/unit51/27860.htmlhttp://news.bbc.co.uk/1/hi/world/733542.stmhttp://merrill.ku.edu/IntheKnow/sciencearticles/terrorism.htmlhttp://duncanlong.com/science-fiction-fantasy-short-stories/kidnap.html из комментариев:
[info]magic_
2004-02-06 05:50 am UTC (ссылка)
большое спасибо!
Маш, еще раз: допустим, малыш боится, что повторится, что родителей и не дай Бог...
как в этом случае его успокоить, что сказать???
или если опять же он увидел что-то страшное (что сейчас видели люди в метро), что сказать? как поддержать?
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-02-06 06:40 am UTC (ссылка)
Для детей лет до пяти самое главное - близость мамы. Прямо сейчас мы вместе: просто прижать, обнять, сидеть близко. Если с мамой что-то случилось или её нет рядом, искать мамозаменителя: учителя (если ребёнок в школе в это время), бабушку, любого взрослого с добрым лицом. В первую очередь говорить о том, что вы вместе и будете делать такие, такие и такие события, чтоб быть вместе. Во вторую очередь говорить о том, что если случится так, что не вместе - можно искать помощь у таких-то взрослых, которые будут опять же с тобой вместе, и как их найти и - внимание, изменение фокуса - что ДЕЛАТЬ. Вот на этом серьёзно надо сфокусироваться, даже порепетировать.
http://www.livejournal.com/users/dj_shoo/121392.html эпизод с шапкой - такие даже штуки.
То есть сообщение - стараться быть с близкими (так-то стараться, конкретные действия); искать других помощников (так-то, опять же конкрето); предпринимать такие-то конкретные шаги по спасению себя и своих и помощи другим.
----------
а у тебя есть ссылки на перечень конкретных
[info]phisteshka
2004-02-06 05:59 am UTC (ссылка)
действий по собственному спасению (чтобы рассказать ребенку), хотя это наверно надо у израильтян спрашивать :(.
вот
http://www.livejournal.com/users/dj_shoo/ пишет, что пописал в шапку и так дышал при дыме. (В голову б не пришло)
Re: а у тебя есть ссылки на перечень конкретных
[info]cloud09
2004-02-06 07:42 am UTC (ссылка)
Я вот писала:
http://www.livejournal.com/users/cloud09/32914.html#cutid1, это как раз с лекций Красного Креста. Я еще начала про первую помощь писать, только часть пока выложила. Повторение мать учения.
Кстати эти знания мне уже не раз пригодились. Один раз помогала мужчине до скорой дотянуть при сердечном приступе, второй раз опекала девушку после автоаварии.
---------------
natsi
2004-02-06 09:45 am UTC (ссылка)
То есть ты считаешь что если ребенок не знает, то с ним все равно обязательно надо об этом поговорить?
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2004-02-06 10:12 am UTC (ссылка)
Я считаю, что надо. Незнающий ребёнок - бомба замедленного действия. Я предпочту поговорить сама, причём ЗАРАНЕЕ, в спокойной домашней обстановке, держа руку на пульсе. Потому что иначе нет гарантий, что ребёнок не узнает о таких важнейших вещах от получужого преподавателя кружка, бьющегося в истерике :-( Тем более важно, чтоб ребёнок заранее был готов к тому, что он может, увы, оказаться и участником или непосредственным наблюдателем таких событий - и что тогда надо делать. Вот дочка мне вчера говорит: "Если я найду на заднем дворе труп с пистолетом, я не буду его трогать, а позову тебя и полицию". Где-то так.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re:
[info]natsi
2004-02-06 10:32 am UTC (ссылка)
Я предпочту поговорить о правилах безопасности. В общем. Хотя ты, конечно, права. Но как-то у меня язык не поворачивается взять сейчас отродье после сада и начать ей обьяснять что где-то там произошел взрыв, много народу погибло, у нас такое тоже может быть, поэтому делаем то-то и так то.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re:
[info]maria_d
2004-02-06 10:41 am UTC (ссылка)
Во-первых, если язык не поворачивается, то и не надо, сначала разберись, что думаешь. Во-вторых, не обязательно говорить о конкретных событиях - можно очень в общих чертах и на том уровне, на котором поворачивается. В-третьих, можно заниматься этим понемножку, как вспомнишь - добавить ещё кусочек информации.
Интересно, почему у меня на всё язык поворачивается. Это не риторический вопрос, я вот думаю - могу с ребёнком всё обсудить, и всегда так делала; мне где-то непонятно, в чём тут может быть трудность. Вынесу отдельно, наверное.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re:
[info]m_elle
2004-02-06 11:38 pm UTC (ссылка)
я хорошо понимаю, в чем тут трудность - просто нет ощущения, что это нужно. Слишком далеко, и слишком уж безотносительно к этому конкретному маленькому ребенку, с моей точки зрения. С чего вдруг с ним заговаривать именно об этом случае, а не о захвате заложников где-то в Африке в прошлом году?
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
да, уж лучше я сама поговорю
[info]janemouse
2004-02-07 11:29 am UTC (ссылка)
чем кто-то чужой расскажет как попало.
и лучше заранее поговорить, чем потом обнаружить, что он уже год об этом думает...
у меня Гришка очень много вопросов про террористов задавал, когда мы ходили на митинг около Норд-Оста, и когда стало известно, что Карпов погиб.
а сегодня он слушал диск Игоря Белого, и стал меня расспрашивать про песню "Прадед"
(Ему кричали: "Ну спой, Нафтул!",
а он лишь рками махал.
До Соликамской тюрьмы дотянул,
и из нее не сбежал.
Куда бежать, если всюду смерть
За ним шагает, косой грозя.
А здесь так жалобно просят спеть, будто без песен нельзя. (...)
И если не отвечать на такие вопросы, то он сам будет домысливать и бояться, уж лучше сразу проговорить.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: да, уж лучше я сама поговорю
[info]m_elle
2004-02-07 03:24 pm UTC (ссылка)
про "вопросы" речи вообще не было - я усомнилась в необходимости разговора с нуля, без каких-либо вопросов с его стороны, с маленьким ребенком, на темы вроде террактов и катастроф, которые не имеют к нему и его здешней жизни совершенно никакого отношения, и произошли в абсолютно ему незнакомых местах.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: да, уж лучше я сама поговорю
[info]alienor_sm
2004-02-07 03:39 pm UTC (ссылка)
Я совершенно с Вами согласна. Затевать подобные разговоры - только лишать ребёнка радости детства ни за что ни про что и порождать у него страхи. Пользы - ноль, вреда - уйма.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: да, уж лучше я сама поговорю
[info]maria_d
2004-02-07 04:55 pm UTC (ссылка)
Меня смутило, например, что ребёнок не знает, что такое противогаз и зачем. Дочке тогда было около трёх, и я подумала, случись что - она НЕ согласится надеть противогаз или закрыть лицо маской. Потому что привыкла понимать, зачем и почему - а надо быстро... А случиться может обычный пожар в высотном доме. 9/11 показывали по всем телевизорам - в кафе, в частности, куда мы зашли перекусить. Я думала, что начнётся война; по крайней мере, считать это не относящимся к нашей жизни как-то не могла.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: да, уж лучше я сама поговорю
[info]alienor_sm
2004-02-07 09:23 pm UTC (ссылка)
Ну да, в том-то и дело. Если ребёнок увидел что-то в кафе, и у него возникли вопросы, на них нужно ответить. Но пугать ребёнка ужасами просто ради профилактики - значит безосновательно омрачать его жизнь. Зачем? Помимо террористических актов бывают стихийные бедствия, авто- и авиакатастрофы, смертельные болезни, всевозможные убийства и т.д. Вы всё это намерены предусмотреть? Не знаю, правильно ли это.
Детям и так достаточно тяжело живётся, увы.
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
Re: да, уж лучше я сама поговорю
[info]maria_d
2004-02-08 03:28 am UTC (ссылка)
Во-первых, ПУГАТЬ ребёнка я бы не стала в любом случае. Рассказать, поиграть надо именно так, чтоб ребёнок НЕ испугался. Я вот не пугаюсь этих тем особо, и ребёнку рассказываю в таком же ключе - есть штуки, с которыми надо быть осторожными таким-то и таким-то образом. С ножом вот так, с молнией эдак, с электричеством вот так, с пожаром вот так, с войной по-другому. Предусмотреть аварии невозможно, но я считаю своим делом информировать ребёнка об основных видах бедствий и аварий и пройтись по тому, что надо делать в общих чертах - если машина падает в реку или если тебя пытаются увести насильно. Я считаю, что от этого страх УМЕНЬШАЕТСЯ, если "подходящим ребёнку образом" раскрыть вопрос. Например, у большинста людей, позанимавшихся карате, уменьшается страх - из той же серии. Инструменты, чтоб справляться. Это именно для того, чтоб менее тяжело жилось :-)
(Ответить)(Уровень выше)
Re:
[info]maria_d
2004-02-07 05:33 pm UTC (ссылка)
Просто потому, что вспомнилось? Под руку попалось, так сказать. При этом поговорить можно хоть о древнем Риме, тема-то одна и та же...
(Ответить)(Уровень выше)