Бывает, что настольные или "на-бумажные" игры с правилами детей сильно раздражают, расстраивают. Ребенок хочет играть, но в процессе злится. Я нашла две возможные причины, в зависимости от развития. В год-три мыслительные способности сильно опережают моторику, и ребенок может расплакаться от того, что кусочек паззла никак не вставляется на место, про которое ребенок уже понял, что "правильно". В четыре-пять, при играх с партнером, многие расстраиваются на тему проигрыша и выигрыша, причем как своего, так и партнера (особенно если это близкие). И в любом возрасте изучение правил проблематично и нервно бывает.
Компьютер помогает со всеми этими проблемами. Примерно в год мы установили чувствительную насадку на экран дочкиного компьютера:
Тыкание пальцем в экран работало как кликание. Уровень игр "типа настольных", в которые она смогла таким образом играть, сразу прыгнул на несколько лет, так же как и уровень компьютерных игр. В полтора-два года ребенок мог играть в паззлы или в парочки; тогда как в реале упрямые кусочки паззлов, не слушающиеся маленьких ручек, доводили ее до слез. Моторику можно развивать и на приятных ребенку занятиях.
Позднее, когда появляются игры вроде крестиков-ноликов или морского боя, играть с компьютером тоже гораздо спокойней. Во-первых, об'яснение правил не превращается в битву за власть (power struggle) с об'ясняющими :-) Тут имеется эффект территориальности и собственности: если мама об'ясняет правила, то это "ее" игра. Можно побороться за захват игры (сколько раз я слышала от детей трех-пяти лет, скажем, про шашки: "нет, будем вот так играть!"), можно прийти в игру как гость. В любом случае, ребенок изначально в проигрыше. Компьютером же ребенок "владеет" и так, это вещь; исследование правил превращается из борьбы с человеком-хозяином правил в чисто инженерную задачу, в которой помощь родителей может и приветствоваться.
Во-вторых, компьютер не обижается, проигрывая, и на него тоже обижаться как-то редко удается: машина. Игрок может расстроиться, что не удалось нечто совершить; но дополнительного расстройства от проигрыша другому человеку (или за другого человека, если выиграл) тут нет.
В-третьих, по мотивам мощнейшей метафоры "компьютерной программы" можно конструктивно, на высоком уровне, и спокойно обсудить правила игр, их создание и изменение. Из аморфного "пусть шашки стоят так, потому что я так сказал" ребенок переходит к детальному обдумыванию событий на экране, их связей и последовательности. Мне очень нравится придумывать софт с детьми; рекомендую как творческое семейное занятие :-)
из комментариев:
А посоветйте пожалуйста какие-нибудь покупные софты для ребенка 2-3 лет. У меня мальчик слабенький -- low muscle tone -- паззлы его не слушаются ( то есть руки его не слушаются) и он их очень не любит. Я давно думала что-то такое купить-найти, но как-то боязно -- вдруг не пойдет.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2003-12-25 06:49 am UTC (ссылка)
Если нет такого вот экрана, то стоит завести здоровущую мышь с шариком:
Или лазерную мышь. Стоит попробовать разные, может, у знакомых или в магазине - какая удобней. Это очень важно.
Из покупных софтов для этого возраста мне нравились Living Books (Живые книги) -там читает книгу и можно кликать на картинках и будут короткие мультики. Еще Reader Rabbit Baby, Reader Rabbit Toddler. Вы в какой стане живете? Это я про американский софт все. На интернете есть бесплатные паззлы, парочки и еще много чего. Нужны ссылки?
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
(Анонимно)
2003-12-25 08:16 am UTC (ссылка)
Спасибо что ответили!
Я Живу в Австралии, так что американский софт -- that's fine, особенно если говорят там на не-американском английском:)...Меня особенно интересуют всякие паззлы, и всякие обучающие программы на тему цвета,большой-маленький. Если есть линки -- буду благодарна если пошлете. Програм много, только непонятно какие из них толковые, а может, они все толковые? Или наоборот?
Алла
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2003-12-25 08:30 am UTC (ссылка)
Алла,
Сейчас в журналах отменили коды, так что можно легко сделать себе журнальчик. Присоединяйтесь :-) Вот странички из любимых с играми. На мой взгляд, хороших не так и много:
http://jigzone.com/ - паззлы, от 6 кусочков и выше.
http://neopets.com/gameroom.phtml много игр, но там надо регистрироваться, и возраст, пожалуй, вам на вырост :-) через годик-два
http://www.bbc.co.uk/cbeebies/teletubbies/funandgames/index.shtml игры для малышей от Телетаббис, цвета и т.п. там есть
Буду частями посылать, компьютер подвисает.
(Ответить)(Уровень выше)
[info]maria_d
2003-12-25 08:34 am UTC (ссылка)
http://disney.go.com/playhouse/today/index.html у Диснея на сайте много игр, сначала сами посмотрите, как и что
Очень для развития мелкой моторики хорошо идут всякие "рисовалки", вот здоровый список Гугла:
http://directory.google.com/Top/Kids_and_Teens/Pre-School/Drawing_and_Coloring/ В общем, материала много; найдите одну-две штуки, чтоб Вам нравились, и предложите малышу для начала, а там сами разберетесь и экспертом станете :-)
--------------
imacom
2003-12-25 08:52 am UTC (ссылка)
Ой,какая тема
У моих детей компьютер - самый лучший друг. по поводу "прыжка" детских игр согласна абсолютно- у меня трехлетка играет в Гарри Поттера(игра для детей с 10 лет) ,причем гораздо лучше меня и играет в Roller Coaster tycoon - с небольшой помощью. Строит огромные аттрракционы.закручивает спирали,потом выводит их и соединяет. В этой игре выучили большинство пространственных понятий,вверх - вниз, вперед - назад,в сторону,в другую сторону итд....
теперь потихоньку учим вещи как - "у тебя нет достаточно денег ,чтобы построить это - давай сделаем вход подороже, люди будут платить много,и у тебя будет много денег. "
"У тебя в парке очено грязно,давай возьем дядю ,который будет убирать....один дядя не успевает,давай возмем еще дядю...
Про старшую уже и не говорю - она строит потрясающе,и потихоньку тоже осваивает экономическую сторону на более высоком уровне....посетители сталди уходить - ищем,почему....у нас слишком дорого?у нас грязно?вандализм - берем еще полицейского,очертим ему территорию итд
слишком дешево - не зарабатываем.
кстати,понятие "минуса" тодже выучили - там надо брать "в долг" на построение парка,потом надо потихоньку возвращать.понятие минусовой прибыли выучили. Подбираемся к диаграммам...
если честно,еще многих возможностей не знаю. Экономическую сторону игры тоже надо еще подучить. Сама тоже строю парки,сохраняю. у нас существуют дашкины игры,мои,нянины(две) и Шая.
Но меня все равно несколько тревожит эта тенденция. Если они дома целый день - так или иначе вокруг компа все вертится. Остальные игры,особенно у Шая - явно на втором месте. вожу в бассейн 3- 4 раза в неделю,как компенсацию .:)Да и при всех компьютерных способностях,мой трехлетка еще и говорит неважно......вот думаю об альтернативе. пОка не очень получается. ПОлноценная(с его точки зрения)альтернатива - это активные игры с участием меня.бесиловки,короче.
игры настольные и ролевые вообще "в пролете" ....2- 3 минуты - и все.чтение -тоже примерно так.
(Ответить)(Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2003-12-25 10:20 am UTC (ссылка)
Я заметила, что компьютер - он всегда организован. Подошел, включил. А вот рисование, скажем - глянь, бумага кончилась, мелки затупились, фломастеров половина не работает, да еще чистой плоской поверхности не найти в доме :-) Когда стала следить, чтоб "центры" другие были так же хорошо организованы, как компьютер внутри, с таким же легким доступом - стало вокруг них тоже вертеться...
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]vitandval
2003-12-25 11:43 am UTC (ссылка)
про организацию места и средств - это точно. если что-то хочется сделать, то нужны средства а) под рукой (и чтобы ребенок сам мог достать) ,б) много и желательно разных. место - само собой. дочка сама работает с бумагой, ножницами, красками-фломастерами-..., и при этом уже не пачкает вокруг:) для лепки- отдельный столик со стеками, скалкой, давилками, подстилками, самим пластилином.
(Ответить)(Уровень выше)
[info]imacom
2003-12-25 10:26 pm UTC (ссылка)
Мысль. у нас правда "рисовательное" плохо организовано,и стоит высоковато для него,и фломастеры- беда,не закрывает он,я следить не успеваю,покупаю постоянно новые...
Буду думать
(Ответить)(Уровень выше) (Ветвь дискуссии)
[info]maria_d
2003-12-26 02:38 am UTC (ссылка)
Мелки спасут русскую демократию :-) Про фломастеры мне подсказали штуку - заливаешь дно кастрюли или коробки гипсом сантиметра на 4, туда вставляешь фломастеры колпачками вниз. Получается такой ежик, из которого прикольно очень вытаскивать, и в который прикольно и вставлять фломастеры... Говорят, дети любят с этой штукой играть.
Кроме рисовательного, можно еще разные центры организовать - пластилин, лего, музыка, паззлы...