(no subject)

Jul 23, 2006 14:50

Домашняя школа Надежды Григорьевны для дошкольников

ЧТО ТАКОЕ "ТРИ ГОДА"
методические рекомендации родителям на основе методики Л.А. Венгера
продолжение
начало

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ З ЛЕТ


ИГРЫ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА, ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ. Их задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с образцами шести цветов спектра (красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым), пяти геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), отношениями трех-пяти предметов по величине (большой-средний-маленький; самый большой- поменьше, еще поменьше... самый маленький) и научить пользоваться этими образцами, т.е. определять при их помощи цвет, форму различных предметов, их отношения по величине. Пусть вас не смущает несовпадение приведенной классификации цветов и форм с их общепринятой, научной классификацией. Так, в ряду цветов спектра отсутствует голубой, что же касается
геометрических фигур, то в приведенном перечне не только содержатся не все их виды, но еще и рядоположены такие фигуры, как овал и круг, прямоугольник и квадрат, т.е. виды форм и их разновидности. Но мы даем ребенку не научные знания, а образцы для восприятия.
Для проведения большинства дидактических игр потребуются материалы, которые родителям придется приготовить самим.

ИГРА "МЫШКИ В НОРКАХ"
Возьмите 6 листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится 6 "книжечек". В лицевой стороне каждой книжечки вырежьте отверстие круглой формы. Окрасьте эту сторону каждой книжечки в один их шести цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще шесть листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши.

Теперь, если книжечки лежат лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги (видны подкладочные половинки листов). Нарисуйте в этих кругах мышек. Материал готов.

Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет пойти и съесть мышку.

При первом проведении игры "помогайте мышкам" сами, показывая ребенку, что норки не видно, если цвета книжечки и вкладыша совпадают. Называйте при этом цвета:
- Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?

Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания, исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, давайте по три, а потом переходите к шести.

Конечно, вместо мышек можно "посадить в норки" других зверюшек, придумать другой сюжет. Можно обойтись и вовсе без рисунков - тогда белые круги могут быть, например, "воздушными шариками", которые "улетают", когда отверстие закрывается вкладышем. Важно, чтобы ребенок научился безошибочно подбирать идентичные цвета, ориентируясь на то, что между обложкой книжечки и вкладышем не должно быть различия.

Потом следует переходить к группировке по цвету игрушек, предметов домашнего обихода (конечно, их лучше заранее подготовить, разложить на видных местах).
- Давай будем искать в комнате все, что имеет цвет, похожий на этот (ребенку дается образец - красная полоска бумаги). Посмотрим, кто больше найдет, ты или я. Вот, я нашла красную книжку. А ты что нашла?
Полезно собрать все найденные предметы вместе и обратить внимание ребенка на то, что хотя они все красные, но цвет их не вполне одинаков.

К концу года можно начать специальное знакомить ребенка с оттенками цвета по светлоте.

ИГРА "КРАСИВАЯ ВОДИЧКА"
Возьмите три стаканчика с водой и какую-либо гуашевую краску (например, красную). Скажите ребенку:
- Сейчас мы будем делать красивую водичку.
Набрав немного краски на кисточку, окрасьте воду в одном из стаканчиков; затем наберите побольше краски и окрасьте воду в другом стаканчике. Еще больше краски размешайте в третьем стаканчике. Обратите внимание ребенка на то, что, чем больше берется краски, тем темнее получается вода.
Оставив стаканчики с окрашенной водой в качестве образца, дайте ребенку другие стаканчики и краску другого цвета, например, синего.
- А теперь ты сделай красивую водичку, чтобы она была во всех стаканчиках синяя, но только сначала совсем светлая, потом потемнее (средняя), потом еще потемнее.

Естественно, такую игру можно проводить многократно, с разными цветами, пока ребенок не научится самостоятельно получать оттенки разной светлоты.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ
Ознакомление ребенка с формой стоит начинать несколько позднее, чем ознакомление с цветом, когда ребенок научится играть в "цветовое лото" - заполнять карты с цветовыми полями тремя видами геометрических фигур, подбирая их по цвету.

Взрослый готовит большие карты с тремя полями белого цвета. На одном поле начерчен контур круга, на другом - квадрата, на третьем - треугольника. Они такого же размера, как меньшие по величине геометрические фигуры разного цвета.

- Сыграем с тобой в новую игру. Будем искать фигурки такой же формы, которые нарисованы здесь. Смотри, вот это - кружок, он без уголков, весь гладенький. А это - квадрат. Он с уголками. А это - треугольник. У него уголки совсем остренькие (объясняя это, попросите ребенка провести пальчиком по контуру каждой фигуры и, если это получается плохо, помогите ему сами).

Дайте сначала ребенку набор картонных фигурок разного цвета, совпадающих по величине с начерченными на картах.
Учите ребенка накладывать каждую выбранную фигурку на контурное изображение и убеждаться в их совпадении. В следующий раз дайте фигурки большего размера. Здесь прикладывание уже не поможет, нужно решать задачу на глаз.
Более сложный вариант той же игры - с пятью фигурами (к прежним трем добавляются овал и прямоугольник).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВЕЛИЧИНОЙ можно начинать одновременно с ознакомлением с цветом.
Первая игра - постройка башни из трех одноцветных кубов (деревянных или склеенных из картона), существенно различающихся между собой по величине. Хорошо, если образцом служит рисунок или аппликация: ребенок одновременно будет учиться сопоставлять предметы по величине и соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.

Во время постройки башенок или лесенок учите ребенка СРАВНИВАТЬ ВЕЛИЧИНУ КУБОВ ИЛИ ПОЛОСОК, ПРИКЛАДЫВАЯ ИХ ДРУГ К ДРУГУ, пользоваться словами "БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ"; "БОЛЬШОЙ", "СРЕДНИЙ", "МАЛЕНЬКИЙ". Но нужно добиваться, чтобы ребенок перестал нуждаться в прикладывании, определяя величину на глаз.


ЗАГАДКИ
По мере запоминания ребенком названий свойств (и для закрепления этих названий) начинайте загадывать ему загадки. На первых порах они будут крайне просты. Подберите и разложите на столике несколько предметов разного цвета, формы, величины. Пусть это будут, например, красная записная книжка, синяя тетрадь, зеленый мяч, красная бусинка, зеленый кубик, синий карандаш.
- Я буду загадывать одну из этих вещей, а ты - отгадывать и говорить, что я загадала. Слушай: это - зеленое, круглое,
большое. Что это? (Мячик).
Отгадывание загадок "по памяти" куда труднее. И тут уж не обойтись только формой и цветом. Нужны и дополнительные признаки вещей. Очень помогает подсказка в виде рифмы.

ОН ЗЕЛЕНЫЙ, ПОЛОСАТЫЙ,
КАК ВОЗДУШНЫЙ ШАР, ПУЗАТЫЙ,
А РАЗРЕЗАЛИ - СМОТРИ:
МЯКОТЬ КРАСНАЯ ВНУТРИ.
ДО ЧЕГО ХОРОШ НА ВКУС!
НАЗЫВАЕТСЯ... как?

ВСЕХ КРУГЛЕЕ И КРАСНЕЕ,
ОН В САЛАТЕ ВСЕХ ВКУСНЕЕ,
И РЕБЯТА С ДАВНИХ ПОР
ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ... что?

ОН СОВСЕМ-СОВСЕМ ЗЕЛЕНЫЙ
И ОВАЛЬНЫЙ, УДЛИНЕННЫЙ.
ПОМИДОРА ВЕРНЫЙ БРАТ,
ТОЖЕ ПРОСИТСЯ В САЛАТ.
ДОГАДАЛСЯ (ась)? МОЛОДЕЦ!
НУ, КОНЕЧНО ... что?


АППЛИКАЦИЯ
Один из распространенных видов детской деятельности - это аппликация, т.е. наклеивание на лист бумаги цветных изображений. Аппликация в чем-то беднее рисования. Но это "обеднение" позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы чересчур трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе.
На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции (основанные на правильном чередовании каких-либо элементов) и симметричные композиции. Эти два способа организации изображения очень часты в народных орнаментах.

Простейший вид ритмического изображения - это чередование двух элементов (например, круга и квадрата) через один.
Признаком, по которому различаются элементы, может быть не только форма, но и цвет или величина. Вот стишок, в котором дана задача на создание простейшей цветовой ритмической композиции:

ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ МАЖЕМ КЛЕЕМ.
ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ - КЛЕЙ СМЕЛЕЕ.
ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ - БУСЫ БУДУТ -
ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ - ПРОСТО ЧУДО!

От ребенка требуется расположить желтые и красные кружки через один. Чтобы действительно получились "бусы", можно размещать кружки не в линию (в строчку), а по большому кругу, нарисованному взрослым.
Желтые и красные кружки заранее вырезаются из цветной бумаги. Поначалу большую часть работы должен выполнять взрослый. Он вырезает кружки, помогает намазывать их клеем, поправляет ребенка, если тот взял неподходящий кружок или пытается приклеить его на неподходящее место. Впоследствии часть этих операций
постепенно передается ребенку.
Задания на чередование цветов следует перемежать заданиями на чередование форм (треугольник-квадрат-треугольник-квадрат; круг-треугольник-круг-треугольник и т.п.) и величин (большой- маленький-большой-маленький). Можно вводить одновременное чередование двух признаков, например, так: желтый круг-синий квадрат-желтый круг-синий квадрат. Располагать элементы можно то в строчку, то по кругу, то вдоль всех четырех сторон листа (делая "рамку").

Когда ребенок освоит простейший ритм (через один), надо вводить более сложные, например: круг-круг-квадрат-круг-круг-квадрат или зеленый-зеленый-синий-синий-зеленый-зеленый-синий-синий. Вот стихотворные инструкции для воспроизведения подобных ритмов:

ЖЕЛТЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, КРАСНЫЙ -
КАК НАКЛЕИТЬ, СРАЗУ ЯСНО.
ЖЕЛТЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, КРАСНЫЙ -
ВОТ КАКОЙ УЗОР ПРЕКРАСНЫЙ.
МЫ НАКЛЕИМ НА ЛИСТОЧКЕ
ДВА КВАДРАТА, ДВА КРУЖОЧКА,
ДВА КВАДРАТА, ДВА КРУЖОЧКА -
ВОТ КАКАЯ ВЫШЛА СТРОЧКА.

Разумеется, второй стишок можно использовать, только если ребенок знаком с числом "два".

Давать задание не обязательно в словесной форме. Очень полезно давать образец требуемого ритма, чтобы ребенок его воспроизвел. Хорошо, чтобы взрослый начинал строчку, задавал определенный ритм (например, чередование элементов через один), а ребенок ее продолжал.

* * *
Когда освоено воспроизведение узора по образцу, можно перейти к переводу ритма с "языка формы" на "язык цвета" (величины), и наоборот. Делается это так. Взрослый рисует определенную последовательность элементов разной формы:

КВАДРАТ-КРУГ-КРУГ-КВАДРАТ-КРУГ-КРУГ-КВАДРАТ-КРУГ-КРУГ

Элементы же, предоставленные ребенку, различаются только по цвету - скажем, это черные и красные треугольники. Взрослый говорит:

- Там, где у меня нарисован квадратик, ты будешь приклеивать черный треугольник, а где у меня нарисован кружок - красный треугольник.
Чтобы ребенок не забыл, какой элемент что означает, можно отдельно нарисовать квадратик и кружок, положив около квадратика черный треугольник, а около кружка - красный.

* * *
Наряду с задачами на ритмическое расположение элементов нужно давать задачи на их симметричное расположение. Вот одна из таких задач. Взрослый рисует большой флаг и читает ребенку стишок:

К ПРАЗДНИКУ МЫ РАЗУКРАСИМ ФЛАЖОК:
ПОСЕРЕДИНЕ НАКЛЕИМ КРУЖОК,
СПРАВА И СЛЕВА - КВАДРАТЫ.
ПРАВДА, КРАСИВО, РЕБЯТА?

Ребенок должен сделать на флажке симметричный узор.
В ТОМ ЖЕ СТИШКЕ СЛОВА "СПРАВА И СЛЕВА” МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВАМИ "СВЕРХУ И СНИЗУ", ТОГДА ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ ЗАДАНИЕ.

Кроме орнаментальных композиций в аппликации стоит использовать и предметные. Это могут быть натюрморты (например, ваза с фруктами), пейзажи (поляна с деревьями и цветами). Предварительно, с ребенком обсуждается сюжет будущей аппликации, совместно решается, какие потребуются объекты ("ваза, два яблока и апельсин" для натюрморта или "много деревьев, елка и грибки" для пейзажа). Затем взрослый вырезает эти объекты из цветной бумаги, а ребенок намазывает клеем и располагает на листе. Конечно, тут тоже бывает нужна помощь взрослого. Если дерево оказалось "лежащим", его нужно повернуть, если апельсин очутился под вазой, нужно посоветовать поднять его выше.

Одно из очень полезных занятий - ДОСТРАИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ОБЪЕКТА, НАЧАТОГО ВЗРОСЛЫМ.
- Это будет машина, - говорю я, наклеивая на лист бумаги кабину. Это кабина, здесь будет сидеть шофер. А ЧТО ЕЩЕ НУЖНО НАКЛЕИТЬ? (кузов). Я вырезаю прямоугольник и предлагаю:
- Наклей кузов. Вот он.
Когда кузов наклеен (с некоторой помощью взрослого), снова задаю вопрос:
- А ЧТО ПРИКЛЕИМ ТЕПЕРЬ ? (колеса).
Взрослый вырезает, а ребенок приклеивает колеса. Грузовик готов.
Таким способом можно изображать самые разные объекты: неваляшку, куклу, человека, медвежонка, стул, дом с трубой и т.п. БРАТЬ ГОТОВЫЕ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ НЕ СЛЕДУЕТ: КАЖДАЯ ДЕТАЛЬ ДОЛЖНА ИЗОБРАЖАТЬСЯ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЕЕ НАЗВАЛ РЕБЕНОК.

Аппликация позволяет познакомить ребенка с особенностями формы и цвета разных предметов. При этом на первый план может выступать то один, то другой из этих признаков. Так, в описанном выше изображении грузовика основное внимание уделено форме. Если же мы изображаем поросший травой берег моря, то главным, конечно, становится цвет. Чтобы в большей мере сосредоточить
внимание ребенка на цвете, можно и море, и траву изображать многочисленными кружками - море синими, траву - зелеными. Тогда картинка будет выглядеть так: в верхней части листа - большой желтый кружок. Это солнце. Ниже двойной или тройной ряд синих кружков - море, а еще ниже зеленые кружки (трава).

Когда ребенок научится хорошо действовать с небольшим количеством цветов, можно начать включать в композиции большее их число, вплоть до всех семи цветов спектра.

продолжение


Previous post Next post
Up