Родителей, которые решают заниматься с ребенком сами, которые уже выбрали или только примериваются к домашнему-семейному обучению, конечно, будут волновать тысячи практических вопросов. В том числе и вопрос обучения письму. Еще бы! это один из самых сложных и трудозатратных навыков начального обучения.
Как писать? Что писать?
Когда начинать писать письменными буквами (курсивом)? Тренироваться, выписывать отдельные элементы или сразу писать буквы, а то и слова? Выбирать из разных изданий прописи, которые приглянутся и вперед? И вообще, обязательны ли прописи?- крамольная мысль. Может, есть какие-то другие пути?
Да, есть.:)
Чем привлекает домашнее образование (ДО), так это тем, что нет одного правильного пути - делай так и только так, ни шага в сторону. Каждый может подстроиться под своего ребенка и выбрать подходящий ему вариант.
Прописи, они и в Африке прописи. Можно обводить буквы по пунктирам, как во многих дошкольных прописях, но это же механический навык, он один не решит вопрос. В этом легко убедиться, если попросить ребенка самому написать букву или слово. Можно писать сначала элементы букв, потом сами буквы, включив голову, контролировать откуда начали, куда ведем линию, где останавливаемся, где продолжаем и т.д. Сочетание этих приемов (аналитического и механического) хорошо работает, даст хороший результат.
А что делать, если прописи (любые) как метод просто не подходят ни в каком виде?
Так бывает. Писать отдельные элементы и отдельные буквы для кого-то это как в обучении чтению долго учить отдельные буквы, потом слоги, а когда до чтения доходят, уже весь запал пропал. Слишком долго занимались подготовкой, на само дело ни сил, ни желания уже нет. Мало в общем-то мотивации в этих подготовительных палочках-крючочках.
Можно пойти другим путем. Сразу писать слова, предложения - сначала с реальной помощью взрослого, вот буквально пишем в четыре две руки (взрослую и детскую). Потом очень постепенно, шаг за шагом, человек сам пишет лишь с моей устной помощью и поддержкой и, наконец, полностью самостоятельно. Это я так быстро всё сказала, а на самом деле там, конечно, много мелких деталей, которые важны. И об этом я рассказываю интересующимся на вебинаре или скайп-консультации.
В чем основное различие двух методов - прописей и "свободного" письма? В том, что в свободном письме каждый сразу видит смысл занятия письмом. Для чего уметь писать? Чтобы записать свои мысли, сообщить что-то или сделать полезную запись, вроде списка покупок. То есть всё это имеет смысл. А отдельные элементы, буквы, если они становятся главным на какой-то период, гасят мотивацию. Мне кажется, что можно каким-то образом совместить одно с другим, если это нужно, но опять-таки с пониманием главного.
______________
Оля писала это более года назад, тогда, в феврале, ей было пять с половиной лет.
Хочу сказать благодарственное слово родителям. Они предоставили нам полную свободу действий. Мы с Олей попробовали дошкольные прописи, что-то не пошли они у нас, слишком тягомотно и безыдейно это нам показалось. Попробовали идти другим путем и это оказалось то, что надо.
Публикую фотографии с разрешения автора.
Сразу говорю: ни одни школьные прописи не пострадали, так как они нам оказались не нужны.:)
Вот здесь еще печатные буквы, но понятно, что это никакие не "тренировочные" записи, а самые настоящие.
А здесь мы уже решили, наконец, писать письменными буквами.
Хочется в разных следующих постах поговорить на эту тему, посмотреть на нее с разных сторон, обсудить.
Моя мама много сил потеряла, пытаясь в начале первого класса помочь мне словами "веди-веди, своди линию на нет" (то есть чтобы одна линия переходила в другую, соединялась с ней). И сердилась, потому что мне было неинтересно и страшно, что испорчу строчку; я не понимала этих ее слов "своди на нет", а мама не понимала, что я не понимаю и т.д. Уж не буду говорить о том, что в руке у меня была перьевая ручка, еще и страх поставить кляксу все время надо мной висел.:) Всё закончилось благополучно, у меня был хороший почерк, я и сейчас очень люблю писать от руки, но тот ужас своей беспомощности помню до сих пор.
А как вы себя помните в ситуации начала письма? А своих детей? Была хоть какая-то радость в этом? Как вас учили? Хотели бы что-то изменить?