Всегда с тех пор мне хотелось сделать что-либо подобное, нужен был только заказчик. И вот он нашелся. В нашей школе в соответствии с вальдорфской программой 3 класс должен строить дом. Педагогический смысл строительства дома состоит в том, что в 9 лет ребенок начинает чувствовать себя одиноким посреди окружающего его реального мира, образно говоря, теряет землю под ногами и крышу над головой, которые давала ему семья и детское непосредственное отношение к миру. Ему необходимо обрести собственное ощущение опоры и защищенности -- фундамента, крыши и стен. Строительство дома помогает детям пережить это ощущение.
Я решил поучаствовать в проекте. Задача при этом стояла такая:
1. Это должен быть дом в полный рост (детский), не игрушечный
2. У него должны быть фундамент, стены и крыша
3. Дети должны строить его сами с родителями, то есть, как можно больше операций должно быть доступно для детских способностей и выполняться детскими руками
4. Он должен приносить пользу, очевидную для детей
5. Он должен быть построен в течение 2-3 недель на главных уроках, то есть утром по 1,5 часа в день
6. Можно привлекать родителей, как вместе с детьми, так и отдельно.
Обычно в вальдорфских школах дом 3 класса строится на улице в мае. Но мы решили изменить традицию и построить его в помещении и в декабре. Дом получается проще, потому что не нужно заботиться о капитальных работах, водостойкой крыше, погоде, а май остается для выезда на природу.
И как раз у нас пустовал угол холла около 2 класса. Туда так и просилось что-нибудь, где дети могли бы полазать или посидеть на перемене. Угол представлял собой глухую стену 4 на 3 метра и пространство метра 2-2,5 перед ней. В стене - интересная ниша, которую тоже можно было как-то обыграть. Там и было решено построить дом-скалодром. При этом должен был оставаться широкий проход к двери второго класса, и желательно было оставить место для открывания окна. Так что я решил делать дом, стоящий углом на зрителя. Поначалу и крыша тоже должна была выдаваться длинным углом на середину холла, и на самом углу предполагался канат для лазания. Но вальдорфская общественность осудила меня за агрессивно выпирающий угол, так что крышу скруглили, канат приблизили к лестнице, и это получилось гораздо лучше во всех отношениях.
Мы использовали всего три типа досок - брус 100х50 для конструктивных элементов, доска 140х20 для плоских поверхностей и брусок 40х40 для мелких перекладин. Все соединения - на шурупах. Покупали дерево в OBI, сухое и оструганное. Все материалы вместе с доставкой, шурупами и лаком стоили нам около 15 тысяч рублей.
Чтобы брус не выглядел техногенным, мы немного скруглили углы рубанком - дети работали с превеликим удовольствием. Им не нужно было стремиться к ровной поверхности, они просто учились ритмично и гладко водить инструмент.
Внизу дома лежит фундамент из поставленных на ребро брусьев. Дети с учительницей (Екатериной Александровной) отмеряли точный размер и углы распилов и усердно пилили брус. Потом было очень интересно проверять, сходятся ли элементы.
Для устойчивости вертикальных стоек в углах дом поставлены укосины. Они крепятся под острыми углами, и детям приходилось выпиливать хитрые пазы в брусьях. Инструменты - пила и стамеска с киянкой.
В начале стойки удерживались в вертикальном положении временными тонкими укосинами.
Доски для пола мы отмеряли прямо по месту, тут же пилили и прикручивали. Прикрутить тонкую доску коротким шурупом школьники вполне в состоянии, иногда с помощью взрослгого. Брусья я прикручивал сам шурупами 80 см.
В 3 классе 12 детей, из взрослых были Екатерина Александровна, я и кто-то из родителей. Мы условно делили детей на команды, каждой из которых поручалось определенное дело. Распараллелить строительство удавалось почти всегда. Кто-то пилил брусья для пола, кто-то строгал брусья для стоек. Потом одни собирали фундамент, другие строгали стойки. Потом две команды стелили пол, третья ставила стойки. Потом я вечером поставил раму второго этажа и дальше разные команды стелили разные участки пола и зашивали скалодром и стенку с окошком.
В общем, за две недели с детьми мы собрали фундамент, стойки, укосины, пол первого этажа, половину пола второго этажа, скалодром и стенку с окошком. Затем закончилось время, отпущенное программой на строительство, а главное - остальные операции уже требовали взрослой точности и силы.
Поэтому еще за 2 вечера мы с родителями достелили пол и сделали заборчики на втором этаже, прикрутили лестницы, а потом еще за несколько вечеров я соорудил крышу.
В результате получилось вот что.
Приподнятый пол необходим для создания прочной конструкции. Дом стоит самостоятельно, к стене не прикручен. Первый этаж - проходной, открытый с одной стороны, закрытый с другой. Окошко -- для света, и чтобы можно было в него выглядывать. «Потайной» лаз - идея сама по себе привлекательная для детей, кроме того, он, в отличие от высокой двери, заставляет ребенка притормозить, сосредоточиться.
Второй этаж закрыт со всех сторон. Через заборчики проходит свет, можно смотреть наружу, но они достаточно высокие, чтобы через них нельзя было перелезть. На второй этаж можно залезть по наружной или внутренней лестнице. Ход к внутренней лестнице идет в нише и, чтобы к ней подлезть, нужно нагнуться и развернуться.
У обеих лестниц отверстие для входа на этаж рассчитано на одного ребенка, чтобы нельзя было начать возиться на краю и спихнуть соседа вниз. За скалодромом на втором этаже образовалась закрытая комната, в которой дети могут тихо посидеть и «посекретничать», невидимые снаружи. При этом, подойдя ближе, взрослый может легко заглянуть туда через щели в заборчике.
Внешняя лестница играет роль шведской стенки, расстояние между ступеньками на втором этаже чуть больше, чтобы можно было пролезть на этаж. По скалодрому можно залезть на самый верх, но дальше на второй этаж не пролезешь. Канат висит близко от скалодрома и лестницы, чтобы дети могли подниматься, держась за него. Лазить по отдельно висящему канату они в этом возрасте все равно почти не могут.
Крыша играет роль в основном эстетическую - архетип дома подразумевает треугольную крышу. Кроме того, она создает некоторый уют на втором этаже, обозначает общее пространство дома и не позволяет детям перелезать через заборчики на втором этаже. Родители предлагали сделать ее тряпочной, чтобы поберечь лбы детей. Но по-моему, никакая ткань не выдержит жестокой эксплуатации в условиях школьной перемены. Лбы же у детей заживут и только крепче будут. Крыша достаточно широкая, чтобы на на нее невозможно было залезть.
Дерево частично покрашено морилкой для выделения структуры и покрыто одним слоем лака, чтоб не пачкалось.
А теперь все то же самое в действии:
Для третьего и четвертого класса домик уже маловат.
Для второго -- в самый раз.
А дошкольникам -- вообще раздолье.
Еще серия фотографий со строительства дома
ЗДЕСЬ.
А теперь -- рекламная пауза. Я с удовольствием повторю этот проект где-нибудь в другом месте. Это может быть детсад, школа, дача или даже большая квартира. Форму, размеры и обустройство дома можно спроектировать по месту. Времени на строительство уйдет недели полторы-две. Цена зависит от конкретного дома. Дом такого же размера и сложности, как наш, я готов сделать за 50 тысяч рублей, включая материалы и доставку.