Первые...

Apr 27, 2011 16:46

Из научно-популярного сборника "Человек и стихия" (1976 год):

Первая попытка создать искусственный Волго-Балтийский водный путь была предпринята в 1133 г. сыном посадника города Ладоги Иванком Павловичем, который пытался связать Волгу с Новгородом, прорыв канал между верховьем Волги (выше озера Стерж) и верховьем Полы, впадающей в озеро Ильмень. Свидетелем этого предприятия остался поставленный при впадении Волги в озеро Стерж каменный крест с надписью: "6641 (т. е. 1133 - Ред.) года месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иванко Павловиц и крест съ поставих".

Первый в России каменный мост был построен в Москве через реку Неглинную у стен Кремля в начале XVI в. Он назывался Троицким мостом. Во второй половине XVII в. был сооружен первый каменный мост через реку Москву (Большой Каменный или Всехсвятский мост в Москве).

В Петербурге первый мост (деревянный, подъемный) соединил в 1703 г. Заячий остров (на котором была заложена Петропавловская крепость) с соседним Березовым островом, нынешней Петроградской стороной. Первый мост (наплавной) через Неву в Петербурге был наведен в 1727 г. от церкви Исаакия на Васильевский остров, который Петр I безуспешно старался сделать центром новой столицы. Строительство первого постоянного (чугунного) моста через Неву было закончено в 1850 г. Этот мост, построенный по проекту инженера С. В. Кербедза, соединил левый берег Невы у Благовещенской площади (ныне площадь Труда) с Васильевским островом. В то время он был самым длинным чугунным мостом в мире. В день открытия мост был назван Благовещенским, в 1855 г. переименован в Николаевский, теперь носит имя лейтенанта Шмидта. Чугунный мост был заменен стальным в 1937-1939 гг., причем чугунные арки старого моста были использованы для строительства моста через Волгу в Калинине. По Николаевскому мосту прошла в 1907 г. первая в Петербурге трамвайная линия, соединившая Адмиралтейскую площадь с Васильевским островом. Первый вагон по этой линии вел проектировщик и строитель петербургского трамвая, будущий академик и прославленный строитель Волховской и Нижне-Свирской ГЭС, инженер Г. О. Графтио.
Действующий и поныне железнодорожный мост через Волгу у Сызрани, построенный почти сто лет назад (открыт в 1879 г.) по проекту выдающегося русского мостостроителя, профессора петербургского Института инженеров путей сообщения Н. А. Беле- любского, был первым и долгое время единственным мостом на Волге от Рыбинска до Каспия.

Первый проект соединения реки Москвы с Волгой был разработан при Петре I (в 1722-1723 гг.). В 1825-1844 гг. строился предшественник канала Москва-Волга Московско-Волжский водный путь с восьмиверстным каналом между верховьями рек Истры (приток Москвы-реки) и Сестры (приток Дубны). Хотя сооружение этого пути официально закончено не было, он был открыт для судоходства, которое продолжалось до 1860 г.

Пароход, курсировавший с 1815 г. между Петербургом и Кронштадтом (в некоторых источниках он назван "Елизаветой"), был первым пароходом, построенным в России (на заводе Берда в Петербурге, ныне Адмиралтейский завод). Вместе с тем он был одним из первых в мире пароходов, совершавших рейсы по морю. Он представлял собой деревянную баржу длиной 18 метров, на которой была установлена паровая машина мощностью 16 лошадиных сил, приводившая в движение бортовые гребные колеса диаметром 2,4 метра. По некоторым сведениям, у "Елизаветы" была первоначально кирпичная дымовая труба, которая вскоре была заменена железной. Пароход развивал скорость около 9 километров в час и преодолевал расстояние от Петербурга до Кронштадта при тихой погоде примерно за 3 часа.



Сергей Прокудин-Горский / LOC

статьи

Previous post Next post
Up