Как чилийская миллионерша Эухения Эррасурис повлияла на современный дизайн

May 03, 2018 14:06



Эухения Уичи Аргуэдас де Эррасурис (1860-1951) родилась в богатой многодетной семье в чилийской деревне. Ее семье принадлежали серебряные прииски, а в деревне располагалось имение.




Воспитывали Эухению английские гувернантки, а позже она поехала во Францию учиться в католическом пансионе. Юной девушкой она вышла замуж за дипломата Хосе Томаса Эррасуриса, выходца из богатой чилийской семьи виноделов. Сперва пара жила в имении мужа, но Эухения убедила его перебраться в Европу. Молодые супруги путешествовали между Парижем, Лондоном и Венецией. Муж был художником-дилетантом и вращался в мире искусства: его знакомства определили круг общения Эухении.

Она позировала Сардженту, Болдини и многим другим выдающимся художникам. Ее упоминал Пруст в эпопее «В поисках утраченного времени». Она дружила с Роденом, Сандраром, Дягилевым и Стравинским. После того как в 1916 году Кокто познакомил ее с Пикассо, она одной из первых стала покупать работы каталонца и помогала помогая художнику приобрести манеры и светский лоск. Пикассо рисовал латиноамериканку 24 раза. Она же одной из первых поверила в талант создателя моды Кристобаля Баленсиаги.



Джон Сарджент. Мадам Эррасурис, ок. 1883-84; Джованни Болдини. Портрет Эухении Эррасурис, 1892



Эухения Эррасурис, Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. 1917; Портрет Эухении Эррасурис работы Пабло Пикассо




Фотография Эухении (в Шанель) 1929 год и еще один портрет Пикассо

В 1900-е годы Хосе Томас заболел туберкулезом и много времени проводил в Швейцарии без семьи. После смерти мужа Эухения перебралась на виллу в Биаррице. Денег стало меньше и она вела аскетический образ жизни. Но это был дорогой аскетизм: лен для «простых» штор - только высшего качества, а за понравившуюся антикварную вещь готова была дорого заплатить.

Есть предположение, что она приняла монашеский обет, продолжая жить в миру. Одежду, похожую на монашескую, для нее придумала Коко Шанель. В дизайне интерьера имя Эухении Эррасурис связано с минимализмом и «стильной бедностью» в оформлении апартаментов в Париже и виллы в Биаррице.

В Париже Эррасурис занимала крыло строения, которое было довольно ветхим, но поддерживалось хозяйкой в идеальном порядке. Она выкрасила стены белым, перила лестницы - черным. Поставила китайский буфет. Ее дизайнерские решения были важным источником вдохновения для Жан-Мишеля Франка: автор минималистских интерьеров из роскошных материалов и добрый знакомый чилийской дамы, в феврале 1938 года он написал о ее удачных находках восторженную статью для Harper’s Bazaar.











Вилла La Mimoseraie в Биаррице (10, Rue de Constantine) демонстрировала идеи Эррасурис о чистоте, простоте и здоровье. Она любила сама ухаживать за садом и воссоздала на вилле крестьянский быт. Именно там провели медовый месяц Пикассо и Ольга Хохлова.



Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Биаррице

В 1930-е годы мадам Эррасурис мечтала построить себе дом в Чили на берегу Тихого океана по проекту еще одного друга - Ле Корбюзье. Архитектор предполагал сделать деревянную крышу двускатной, снижающейся к центру. В 1951 году Эухению Эррасурис насмерть сбила машина в Сантьяго, а проект остался и позже был реализован в Японии.



Ле Корбюзье. Проект и макет дома Эррасурис, Чили, 1930

Что привнесла в европейский дизайн интерьера Эухения Эррасурис:

1. Отказ от лишних вещей. «Она выкинула из комнат всю обстановку и заменила ее всего несколькими предметами мебели: повинуясь непостижимому инстинкту, она обставила все по закону динамической симметрии. Единые гарнитуры, состоящие из дивана и стульев, ей категорически не нравились, она в принципе отвергала единообразие» (с) Сесил Битон

2. Белые стены с неровной штукатуркой. На вилле в Биаррице не было обоев, стеновых панелей или тканей на стенах. Только выкрашенные белым стены, специально оставленные неровными.

3. Льняные шторы без подкладки. В эпоху, когда шторы делались из дорогих тканей, богато отделывались фурнитурой и дополнялись подкладкой, Эухения Эррасурис сделала выбор в пользу простоты и текстуры ткани.

4. Пол с кирпично-красной плиткой, не закрытый коврами.

5. Покупка мебели на сельских блошиных рынках. Эухения Эррасурис могла приобрести и редчайший фарфор у именитого антиквара, и простую мебель на блошином рынке. Она ценила не статус вещи, а ее красоту.

6. Сочетание в интерьере модернизма и искусства XVIII века. Это стремление к эклектике и неожиданным комбинациям шло вразрез с тотальным подходом к интерьеру, встречающимся в ее время в стилях модерн и ар-деко.

7. Утилитарные предметы как деталь интерьера. В прихожей ее парижской квартиры стояла выкрашенная серым приставная лестница. В гостиной виллы в Биаррице на самом видном месте была подвешена длиннющая крестьянская полка, заставленная вялеными окороками, сырными головами и хлебом под стеклянными колпаками.





Hotel Llao Llao, Bariloche Argentina, 1937, decorado por Frank

Источник

минимализм, история

Previous post Next post
Up