Маскировочные сетки, апартаменты, сооруженные в расщелинах между гигантскими валунами, коттеджи, увитые плющом от фундамента до печной трубы и прочая буквально понимаемая ландшафтная мимикрия - не вызывают особого интереса у апологетов нетривиальной архитектуры. Это, скорее, курьезы, будоражащие фантазии отставных полковников ракетных войск стратегического назначения, решивших заняться постройкой дембельского особняка.
Совсем иное дело - решение задачи, так или иначе, сопряженной с реализацией логического парадокса: используя исключительно архитектурные средства, построить дом, самопрезентация которого заключается в визуальной, либо психологической нивелировке экстерьера. Поговорим о зеркалах.
Идея невидимки - стелса, зеркально-панельного сооружения, имеющего нарочито контрастирующие с окружающей обстановкой формы, стала одной из самых популярных в архитектурной среде. Как в случае с граненым эджед-дизайном поверхностей культового бомбардировщика В-2, зеркальные дома умеют и прятаться, и привлекать к себе восхищенные взгляды.
Особенно много таких объектов создается виртуально для участия в конкурсах, и в материале - в качестве инсталляций, имеющих трансграничное позиционирование между искусством и архитектурой. Возможно, самыми достойными образцами игры с отражающими материалами являются проекты архитектурных студий Delugan Meissl, MLRP, Tham & Videgard и VAV.
Лоу-кост «Casa Invisibile» от Delugan Meissl
«Архитектура - не что иное, как вид прикладной физиологии» - таков девиз австрийской компании. Возможно, архитекторы этим слоганом обозначают поддержку тренда мобильности, трансформируемости и взаимозаменяемости узлов зданий. Зданий, которые похожи на организм, способный к росту и освоению пространства. Но при взгляде на «Casa Invisibile» невольно возникает еще одно толкование «физиологичности»: инстинкт самосохранения человека переносится на жилье в части стремления к мимикрии в той или иной степени.
Жилой прототип, возведенный в Словении, действительно был собран из блоков, произведенных в заводских условиях. Здание можно «наращивать» по мере необходимости. Насчет заявленной бюджетности: комфортабельный объект площадью около 50 м² с оборудованием и модульной отделкой стоит €120,000. Дешевым не назовешь, но выглядит значительно дороже. Дополнительные бонусы - сооружение легко разбирается и перевозится на новое место. Благо, фундаментная система представляет собой узлы с домкратной регулировкой и позволяет монтаж на неподготовленной поверхности с уклонами.
Зеркальный дом от MLRP
Небольшой детский сад, построенный молодыми голландскими ахитекторами, расположен в жилом районе Копенгагена. Одной из рещаемых задач было не допустить стилистической дисгармонии между объектом и окружающей многоэтажной застройкой. Проект интересен тем, что полностью облицована зеркалом только одна стена. Она выполняет функцию зонирования игровой площадки.
Выпуклые и вогнутые зеркала, установленные на габаритных дверях, служат дополнительными аттрактивными элементами. Да-да, это уличная «комната смеха» из привычного арсенала луна-парков прошлого.
Tham & Videgard с проектом «Отель-дерево»
Архитектурная серия небольших минималистичных жилых объектов, смонтированных на соснах в лесу шведского Бриттаса, насчитывает 6 объектов. Один их них, «Зеркальный куб», получил наибольшую известность. Однокомнатный, но полностью функциональный отельный номер играет в прятки между деревьев «гостевого леса», славящегося своими небольшими гостиницами и пансионатами, пропагандирующими экологический туризм.
Кажется, будто висящее в воздухе строение площадью 16 м² опирается только на одну сосну, которую не назовешь «вековой»... Секрет в том, что дополнительную жесткость системе придают вынесенная лестница и малозаметные растяжки, закрепленные на соседних деревьях. Объект функционирует по назначению. Это не постмодернистская игрушка для пафосной выставки. Из 6 окон открывается потрясающий панорамный вид. «Зеркальный куб» обеспечивает отличные условия проживания для двух человек с двуспальной кроватью, ванной комнатой, и террасой на крыше.
Для предотвращения гибели птиц от столкновений с зеркалами, вся облицовка ламинирована специальной пленкой, невидимой для человека, но хорошо определяемой пернатыми.
Mirror lab авторства архитектурной студии VAV
Как говорят словенские архитекторы, целью проекта было изучение ландшафта и усиление его взаимодействия со случайными прохожими. В одну из арочных опор каменного моста были помещены двустворчатые прозрачные двери. Их материал в зависимости от расположения человека в арке воспринимается зеркальным. Самым интересным получилось то, что случайно осознанный эффект маскировки зкстерьера, возможно, более ценен, чем сама инсталляция. Представьте себе: это прекрасная возможность оформлять входы в здания в виде проходных подъездов. Чего можно добиться кроме эффектности? Значительного расширения пространства и кардинального изменение психологической компоненты архитектуры на узких улочках, зажатых между массивными зданиями, стоящими впритык друг к другу.
Зеркала - далеко не единственный способ нивелировки экстерьера. О домах-невидимках других типов, об архитекторах и художниках - в следующих постах.
По материалам MegaPoisk.com
Ссылки:
для «экстерьеров»
http://megapoisk.com/dizajn-eksterera_izbrannoeдля «инсталляций»
http://megapoisk.com/rozyigryishi-na-1-aprelya-foto