я припозднилась с этим постом, обрезку (по крайней мере радикальную) во время сокодвижения, как сейчас, делать не надо. Но вот поснимать сейчас как раз было удобно, все голенькое, и хорошо видны подробности
Вообще про технологию обрезки я писать не буду, руководств в интернете полно. Я дизайнер, и рассказать о ней хочу с эстетической точки зрения, и функциональной. Хотя надо бы начать с переживательной.
Потому что редко какая садовая идея вызывает столько паники и ужаса, как идея чего-нибудь отрезать у любимого дерева или куста. Люди будут перепрыгивать через заполнивший дорожку можжевельник, продираться между домом и разросшейся елкой, только бы не тронуть свою драгоценность. А уж "для красоты" ее "чекрыжить" - это уж и вовсе безобразие... Да что там, даже мои смотрят на меня как на зверюгу, когда я с секатором и пилой направляюсь к очередной жертве
Вот одна из них, клен, - у которого на мой (авторский) взгляд, получился после нескольких лет обрезки ствол невиданной скульптурности
И, кстати, он выглядит очень естественно, совсем не то, что эти странные палки с пучком привитых в одну точку веток, которые сейчас везде продают как "штамбовые деревья". У меня тоже такое есть, купила ради золотистой листвы, нормальных, непривитых саженцев просто найти невозможно было
вот мой клен с листьями
и каштан, который я тоже формировала все время
моя увлеченность штамбовой формой - это вопрос вкуса, конечно, и не единственная красивая форма дерева, это я никому не навязываю. Но под ним еще и просто удобно ходить. А вот под елью еще и удобно стричь, поэтому ей я тоже потихоньку очищаю ногу
и не только поэтому. Нет, я совершенно не спорю, что естественная коническая форма ели очень хороша, но вот у меня эта "юбка" уже начинала наезжать на все вокруг, (синим показано, как она бы все заполонила)
а ее нижние ветки при этом были уже редкие и полу-лысые
но вот следующий образец моего топиарного творчества, думаю, не убедит никого)))
совершенно глупые коники, их-то бедных зачем?)
не для красоты) Я, конечно, люблю штамбы, но в границах разумного. Разгадка вот:
они растут с хостами, и у нижней хвои в их густой листве нет никаких шансов. А так - вполне себе бодренькие
А вот тсугу мы "штамбировать" не будем. Ее я стрижкой вписываю в проекцию фигурной стенки, примерно так
(синие линии - воображаемые)
и еще раз, - вопрос не только в "дизайне", - все эти растения будучи отпущены на волю, зарастают на дорожки, мешают ходить, ухаживать за садом. Один можжевельник со временем может "съесть" всех своих соседей
Тут когда-то у меня были три спиреи. Одну я уже отсадила, это он уже на вторую налез, вот думаю пока, то ли ее тоже отсаживать, то ли обрезать можжевельник
резать...не резать...жалко животинку, думаете у меня чувств нет?)))
Но, в заключение. Возвращаясь к красоте. Окончательный аргумент - в комплексном восприятии.
Ведь вопрос не в том, чтобы что-то красивенькое посадить, а том, чтобы красиво скомпоновать. И тут огромное значение имеет "различимость". Участников группы много, и чтобы сложилось какое-то приятное глазу восприятие, нужно чтобы у каждого из них читались цвет и форма. (Я писала уже об этом, это не единственная гармония, но наиболее понятная и легко воспроизводимая). И вот чтобы она читалась, мы и формируем растения, - чтобы ветки не перемешивались, формы находились в каком-то различимом расположении - "одно перед другим" или "одно над другим". Этот вид своего сада я уже вешала, но на этот раз - как иллюстрация, возвращаясь к тому же клену...