Интервью с Валерией Ильиной

Jul 24, 2015 22:42

В дополнение к постам по следам семинаров, интервью с Валерией Ильиной. Именно она рассказывала нам про живые изгороди, рододендроны и вересковые (об этом позже), а также будет читать еще одну лекцию через неделю.

Валерия Ильина - известный российский дизайнер, знаток и коллекционер различных садовых растений. Ее сады радуют своих владельцев уже много лет. Кроме того, Валерия прекрасный лектор, ее семинаров с нетерпением ждут во многих регионах России; а ее энергией и жизнелюбием невозможно не проникнуться. Сегодня мы немного поговорим о естественности в ландшафтном дизайне, о живой душе сада и обсудим творческие планы Валерии на ближайшие два месяца.




- Здравствуйте, Валерия. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в ландшафтный дизайн.
- Здравствуйте, Ксения. В ландшафтном дизайне я оказалась вполне закономерно. Лето еще с дошкольных времен я всегда проводила в деревенском саду своих дедушки и бабушки. Мой дедушка был сельским учителем, но активно интересовался садоводством. Даже по тем глухим советским временам тотального дефицита и информации, и посадочного материала - всего, у дедушки всегда был цветущий, плодоносящий, благоухающий сад. Поэтому, в общем-то, можно сказать, что тема садоводства вошла в меня «с молоком матери». Я росла в этом цветущем саду, видела, как и что делается, слышала латынь и рассматривала ботанические рисунки, понимала, чем отличается окулировка от копулировки. Позже, когда появилась своя собственная земля и нужно было ее поднимать, все вспомнилось, количество знаний активно переходило в качество. К тому же я закончила курс дизайна в ОЦ «ЭФ-Дизайн», хотя и по направлению европейская флористика, но получила недостающие знания, а вместе с тем и необходимый для развития импульс. Когда чем-то очень активно увлекаешься, глубоко погружаясь, естественным образом переходишь из состояния любительства в состояние профессионализма. Однако хотелось не препарировать растения, а выращивать их.

- Вы работаете уже довольно давно с садами, как, на ваш взгляд, менялись предпочтения владельцев садов и можно ли говорить о моде в садоводстве?
- Информация любого уровня сложности стала общедоступна - только руку протяни. Люди имеют возможность свободно перемещаться по миру, посещать прекрасные сады и парки. В конце концов, в абсолютном большинстве нам уже не нужно заботиться исключительно о хлебе насущном. Все это, несомненно, сказывается на взглядах и желаниях. Да, мода, безусловно, присутствует всегда и во всем в нашей жизни, в том числе и в садоводстве. Хорошо это или плохо, но это есть. Конечно, все меняется, и не только мнения и желания заказчиков, меняется и структура рынка, его наполненность и профессионализм участников. Поэтому не могу согласиться с некоторыми моими коллегами, что российскому садоводству за европейским и мировым еще шагать и шагать, я считаю, что это не так. Все развивается очень стремительно, рынок стимулирует и вдохновляет и дизайнеров, и владельцев садов, и вообще всех, кто так или иначе связан с садоводством. Динамика исключительно положительная и это очень радостный процесс.

- То есть ландшафтный дизайн в России не в зачаточном состоянии совсем?
- Нет, отнюдь, все развивается очень мощно. Мне посчастливилось ездить по регионам, куда приглашают проводить лекционные занятия и семинары, в рамках которых происходят встречи и с продвинутыми любителями, и с начинающими и состоявшимися профессионалами. Я вижу живой интерес и по-настоящему серьезные достижения в области декоративного садоводства и ландшафтного дизайна. И, главное, неисчерпаемый потенциал.

- У каждого дизайнера есть свое любимое направление. Какое направление любимое у вас?
- Если честно, я не очень стремлюсь углубляться в теорию и в новомодные течения. Для меня сад - это жизнь, бесконечные изменения. Сад в этих изменениях - это символ природы, символ самой жизни. Мне хочется этот образ живой природы аккумулировать и воплотить в саду. И какие конкретные задачи я бы не ставила перед собой в каждом конкретном случае, мне хочется, чтобы сад выглядел живым и естественным. Одним словом, я выбираю естественность.

- Судя по вашим книгам и статьям, можно решить, что вы очень увлечены водоемами в садах.
- Это не совсем так. Действительно, когда я только начинала, мне очень нравилась эта тема. Я искала и опробовала разные приемы, материалы и технологии. Сейчас, конечно, водоемы меня тоже интересуют, но больше как один из элементов целого. Главное для меня - в другом. Интересно, когда ты приходишь на целину или разоренную стройплощадку, а уходя, оставляешь цветущий, пусть не зрелый, но вполне состоявшийся сад. Весь этот процесс, от его начала и до самого завершения - это самый кайф в моей профессии. Это такое состояние чистого счастья, что забываются все переутомления, сложности и накладки.

- Может быть, кто-то из российских или зарубежных ландшафтных дизайнеров оказал влияние на вас, на вашу работу?
- Да, конечно. Мне очень нравится английский дизайнер Джон Брукс. В последнее время он часто бывает в нашей стране, принимает участие в тематических семинарах, является членом жюри некоторых наших конкурсов и фестивалей. Кстати, он возглавлял жюри прошедшего в июле фестиваля в Сокольниках «Сады и люди». Мне очень нравится творчество этого зрелого мастера, во всяком случае, его понимание ландшафтного дизайна, красоты и образа сада мне наиболее близко. Также могу сказать о Беатрис Шатто. Это тоже английский мастер, выдающаяся женщина, энтузиаст экологического подхода в декоративном садоводстве. Мне близки ее взгляды: экологический сад, сад естественный и автономный, который может логично встраиваться в любую существующую экологическую ситуацию. В частности это находка Бет Шатто - сухой сад, так называемый гравийный. Эту тему я уже много лет разрабатываю и пытаюсь адаптировать к нашим условиям. Вот эти два мастера, я бы сказала, мои крестные отец и мать.

- Вы упомянули фестиваль в Сокольниках, расскажите о нем немного, пожалуйста.
- Это второй фестиваль, впервые он прошел в Москве в 2014 году, называется «Сады и люди». На мой взгляд, просто невозможно было найти более подходящего названия для такого фестиваля, потому что сады это прекрасно, но ни один сад не может существовать без человека. Так что «Сады и люди» это сублимированный образ - люди, которые делают сады, люди, которые ухаживают за садами, люди, которые живут в этих садах. Это взаимообусловленное понятие. Мне импонирует посыл, подход организаторов, и очень нравится, что мои коллеги с энтузиазмом участвуют. Мне не довелось еще представить свой образ сада на этом юном фестивале, но в этом году меня пригласили поучаствовать в работе «Зеленого Лектория», в частности, предложили рассмотреть некоторые аспекты темы «Новый русский сад». В чем его особенности, существует ли он вообще. Вот мы с коллегами и слушателями пытались его найти. Жаль, что эти мероприятия - «Фестиваль садов и цветов» в Музеоне, «Сады и Люди» в Сокольниках и Зеленый Лекторий в рамках этого фестиваля - организованы примерно в одно и то же время. Мы даже в столице не очень богаты на такие события, а хотелось бы побольше праздников в течение всего сезона.

- Вы, со своей творческой группой «Ландшафт на Риге», в этом году планируете экскурсии в сады различных направлений.
- Надо начать с того, что уже в течение большого ряда лет я связана с образованием. В разных образовательных центрах провожу тематические курсы, семинары, в том числе выездные по регионам, и общаюсь с аудиторией, как правило, это продвинутые любители и начинающие дизайнеры. Я вижу, что у людей есть потребность в практических занятиях, когда можно посетить состоявшиеся сады, на месте разобрать особенности планировки, логику того или иного композиционного решения, обоснованность посадочного материала. Уже есть проекты, которые существуют в этом направлении не один год - «Калитка», «Профи-Тревелз». Но ко мне лично уже неоднократно подходили люди с просьбами именно со мной поехать в какие-то сады и услышать именно мое мнение. Поэтому начиная с этого года, мы вместе с «Ландшафтом на Риге» можем предложить желающим несколько интересных маршрутов.

- В частности, в начале августа планируется непосредственно в вашем саду выездной мастер-класс «Делаем водный каскад»?
- Нынешним летом я, наконец, открываю свой сад для посещений, раньше текущие дела не позволяли этого сделать. В моем саду, который условно называется «Домик в деревне», собрано немало интересных растений, ведь отчасти это испытательная площадка, но в саду сложилась совершенно особенная атмосфера, которой мне и хотелось поделиться со своими гостями. Появилась идея совместить приятное с полезным. Когда зимой я читаю лекции о создании водных садов, меня часто просят провести практические занятия, что в реальности организовать весьма непросто. У меня в саду есть два небольших прудика на разной высоте, которые давно хотелось объединить. Поэтому, идя навстречу пожеланиям моих слушателей, мы проведем практическое занятие, в котором вместе реализуем перетекание воды из верхнего уровня в нижний - небольшой водный каскад, чтобы желающие поучаствовали и в дальнейшем не испытывали неуверенности в своих силах.

- Какой совет вы можете дать начинающим дизайнерам на будущее?
- Дружите с заказчиками. Не надо забывать, что сады мы делаем не для себя, а для тех, кто будет там жить, поэтому нужно постараться свои знания и предпочтения применить таким образом, чтобы владельцу сада, который создадите вы, было в нем хорошо. К сожалению, нередко приходится видеть, что сад сделан профессионалом, но в нем почему-то отсутствует главное - душа. То есть человек, создавший сад, разбирается в теории, хорошо знает растения, но гармонии почему-то не получилось -качественная работа, но не живой сад.

- Это характерно только для, так скажем, личных садов или для парков, например, тоже?
- На самом деле это не одинаковые понятия - частный сад и общественное место. Здесь работают разные законы, хотя, конечно, в целом есть объединяющий фактор - мы должны создать комфортную живую среду для людей. Нередко, к сожалению, в приоритетах оказываются инертные материалы - аксессуары, избыток мощения и построек, какие-то алогичные конструкции, все что угодно, но не живая природа, доминирует какая-то театральность. На мой взгляд, в саду должен быть первичен живой, загадочный, изменчивый мир растений, все остальное лишь призвано упорядочить пространство и внести в него ощущение комфорта. Попадая в сад или в парк, человек хочет отрешиться от городской суеты, отдохнуть от шума и текущих забот, настроиться на тонкую связь с природой, подзарядиться от нее живительной энергией, вдохновиться на новые свершения. И в наших силах создать для людей такие оазисы слияния с природой.

- А где можно найти всю информацию о ваших мероприятиях, о ваших книгах и лекциях?
- Много полезной информации есть на сайте www.land-riga.ru, в том числе контактные телефоны, адрес электронной почты, новости о лекциях, семинарах и поездках. В нашей активной группе Вконтакте «Ландшафт на Риге» https://vk.com/landshaftnarige специально создана новая тема «Наши поездки» https://vk.com/topic-66077126_31896334. Мы всегда открыты для любых начинаний и готовы к сотрудничеству, стараемся учесть все пожелания наших друзей и коллег.

(С Валерией беседовала Ксения Пескова).

ВК

беседы с дизайнером, ландшафтный дизайн

Previous post Next post
Up