В чем секрет успеха финского модернизма?

Dec 06, 2018 18:02

6 декабря - день независимости Финляндии и 80 лет с момента открытия в Москве здания посольства Финляндии. Помимо экскурсии по нему, на которую мне удалось попасть в ноябре, Ксения Малич, историк архитектуры, куратор архитектурной программы Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, прочитала небольшую лекцию, посвященную финскому модернизму.  Я уже выложила большой ее кусок на нашем канале Дзен.

Финский модернизм - уникальное явление, потому что его история - это не просто смена одного стиля другим. Это история Финляндии и финского характера, традиций и точного расчета.
Когда в Европе отказывались от всего старого и создавали авангардные, очищенные от декора конструкции, финны постепенно экспериментировали с новым стилем.

В Европе процветало два вида модернизма. Первый - модернизм лидеров движения XX века. Это выхолощенные и аскетичные пространства, созданные для обеспеченных клиентов модными архитекторами.



Вилла "Савой". Ле Карбюзье

Второй - архитектура повседневности.Это многоэтажные дома, которые принято называть негуманной средой - чрезмерно монотонный однообразный пейзаж, порожденный экономическими обстоятельствами. В короткие сроки нужно было возвести большое количество квадратных метров. Районы предлагали недостаточную инфраструктуру жильцам, что способствовало их превращению в криминализированные гетто.



Жилой комплекс «Прютт-Айгоу», США. 1954-1955. Архитектор: Минору Ямасаки

Эти районы давали возможность забыть о руинах и раздать всем более-менее приличные квадратные метры. Но в конце 60-х годов выросли люди с другим мировоззрением, не прошедшие через вторую мировую войну. Возникла очень мощная критика модернизма и высмеивание многоэтажек в фильмах и книгах.



"Время развлечений", режиссер Жак Тати. 1967 год

Финский путь развития

До 80-х годов XIX века нельзя говорить о традициях финской архитектуры, потому что она постоянно испытывала влияние мастеров из Швеции, России или Германии. В 1870-1880 годах ужесточаются условия со стороны Российской империи и местное архитектурное сообщество начинает выяснять, что такое "национальные традиции" и где истоки финской идентичности.

Когда после революции 1917-го года Финская республика впервые стала независимой, вопрос финской идентичности стал особенно актуальным.



Элиэль Сааринен. Конкурсный проект Дворца мира (Палата международного правосудия) в Гааге, 1905

Первые национальные проекты - проекты переходного периода от романтизма к современной эстетике. Но даже на чертежах видно, что у финнов есть свой собственный особенный почерк - архитекторы не злоупотребляли декоративными элементами, которые были в арсенале иностранных учителей.

Ниже два здания одного архитектора с разницей в 6 лет:



Ларс Сонк. Больница "Эйра", 1905

Больница построена в старых скандинавских традициях, которые можно описать как "новое средневековье". Но даже здесь нет избыточного орнамента и национальный романтизм обращается к эстетике скал и не так богат, как это могло быть в Стокгольме.

Архитектор в первую очередь работает с материалом, выявляет различные тектонические эффекты, фактурные эффекты и структура гораздо сдержаннее, чем в образцах других европейских школ.



Ларс Сонк. Здание биржи, 1911

Этот же мастер проектирует здание Биржи, которое еще говорит на ордерном языке. Но здесь уже используется железо-бетонный каркас и очевидно, что архитектору это нравится. Он еще не готов обнажить конструкцию, но ритм пилястр и лаконичная трактовка стены подсказывают, что он наслаждается тектоническим эффектом.

В Финляндию модернизм приходит чуть позже, чем в СССР и в Германию.

И начинается финский модернизм не с радикального манифеста - разрыв с прошлым, отказ от инструментов, которыми пользовались отцы и деды.
Современная архитектура - это эволюция местной традиции, которая происходит органично и постепенно начиная с 1927 года.

Еще один пример "переходного стиля" - здание банка "Юнион Нордик" в Хельсинки:



Здание банка "Юнион Нордик" на улице Унионкату, Хельсинки. Сигурд Фростерус, Оле Грипенберг. 1929

Здесь мы видим заигрывание с классикой, но эта классика абсолютно редуцированна. От нее остается совсем немного, в целом это сдержанное ар-деко. На стыке радикального направления и консервативного понимания архитектуры.

Один из "революционеров" архитектуры Сигурд Фростерус, автор знаменитого "Стокманна" в Хельсинки, провозгласил эру железа и мозгов. Он критиковал предшественников за использование в XX веке архаичного арсенала и обращения к историческим стилям. По его мнению, архитектура будущего должна базироваться на новых индустриальных возможностях, на новых возможностях строительной инфраструктуры.



Здание "Стокманна" в Хельсинки 1916 - 1930

Еще один финский архитектор Бертель Юнг делает проект отеля Торни ("Башня"). В те годы здание становится для Хельсинки небоскребом и остается самым высоким в Финляндии до 70-х годов.



Отель "Башня" 1928 - 1931. Архитектор: Бертель Юнг

Из декора - минималистичные горизонтальные отбивки и немного утяжелена карнизная часть благодаря ритму вертикальных окон. Это делает ее наряднее и открывает виды на город.

Аналогичные американские проекты тех времен намного пышнее и со скорее избыточным декором.

Внутри интерьеры, как и многие другие интерьеры 30-х годов в Финляндии, остались сохранны:




Использованы контрастные сочетания, но никаких полос, перламутра и шкур, которые были характерны для обстановки того времени в других странах.
Финляндия аккуратно и постепенно переходит в период "белого функционализма".

Молодая республика фиксирует свою молодость и современность в том числе с помощью архитектуры.

То, что мы видим в архитектуре Финляндии в 30-е годы - белый функционализм, названный так по цвету оштукатуренных стен. Это не всегда 100% железобетон, тут могут быть оштукатуренные кирпичные стены, но тем не менее язык авангарда налицо. Это архитектура, которая живет благодаря возможностям железо-бетонного каркаса, который позволяет снять нагрузку с внешних стен, создавать ленточное остекление, делать стеклянные завесы.

При этом у финнов не было порыва сразу дематериализировать стену, сделать пространство транспарентным (открытым, прозрачным), все приемы использовались по необходимости.

Нужно сделать большое окно - делают большое окно, где не нужно - остается стена, которая рациональна, удобна, подсказывает, что в данном климате, в данных условиях справиться с эксплуатацией этого здания будет легче и разумнее.

Уно Ульберг был главным архитектором Выборга в тот период, когда эта территория принадлежала Финляндии. У него мы точно так же видим плавный переход к новым формам:



Общество "Карелия" 1911-1915. Архитектор: Уно Ульберг



Газета "Карьяла" 1929 . Архитектор: Уно Ульберг

И вот уже здание 1930-го года, знаменитая художественная школа, построенная на берегу залива. И здесь уже по распределению функциональных объемов, сложным композициям, по рисунку абстрактных членений, которые виртуозно соединены в единое целое, мы видим, что наступает эра совершенно другой архитектуры.



Художественный музей и школа, 1930. Архитектор: Уно Ульберг

Уно Ульберг строит маленькое здание ломбарда - это уже полноценная современная архитектура, несмотря на "ниши" - тоже штамп классической архитектурной школы.



Ломбард в Выборге 1931 Архитектор: Уно Ульберг

Бесспорно самый известный в мире финский архитектор Алвар Аалто тоже постепенно пришел к современному стилю.

А сперва он был впечатлен итальянской архитектурой после поездки с женой, и умением итальянских архитекторов вписывать здания в ландшафт.



Рабочий клуб в Ювяскюля 1924-1925 Архитектор: Алвар Аалто

Рабочий клуб в Ювяскюля Алвар Аалто создает сразу после возвращения из Италии. Здание отдаленно напоминает небольшой итальянский палаццо. Балкончик на фасаде - типичный элемент итальянской архитектуры. При этом лаконично и рационально организован рисунок фасада, а ритмичные колонны разделяют уже практически сплошное стеклянное окно.

Через несколько лет архитектор делает уже проект в Турку:



Офис газеты "Турун Саномат" 1928 - 1930 Архитектор: Алвар Аалто

Здесь уже виден ранний объект современного движения. Уже нельзя сказать, что идет заигрывание с традицией.

Мы видим эксплуатируемую кровлю с террасой наверху, горизонтальные окна, высокий остекленный портал. Это здание нужно смотреть в деталях - тут продуман каждый миллиметр, каждый светильник, каждая дверная ручка.

Об архитектуре Алвара Аалто можно написать несколько статей, поэтому приведу лишь один из характерных примеров:



Вилла Майреа 1938-1939 Архитектор: Алвара Аалто




Отказавшись от излишнего декора, Алвар Аалто не отказывается от идеи взаимосвязи архитектуры и ландшафта. Еще один элемент, который мы видим во всех его проектах - дерево.

В противовес западным авангардистам, перешедшим на сталь, бетон и стекло, у финский авангардизм намного мягче. Дерево решает необходимые для жизни задачи - известно, как оно будет вести себя в условиях перепада температур, в условиях повышенной влажности. Прекрасные столярная школа и ремесленные специалисты Финляндии, которые могут сделать так, чтобы все служило долго.

и покажу павильон Финляндии на выставке в Нью-Йорке:



Павильон Финляндии на Всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, спроектированный Алваро Аалто, 1939 г

Здесь Алвар Аалто опередил свое время - детали из гнутой фанеры в других странах начнут использовать на десять лет позже.

Последние несколько лет, к слову, снова в моде гнутая фанера.

И, конечно же, застройка района фабрики "Сунилла" 1936 и террасные строения.




Практически все последующие поколения финских архитекторов оглядываются на достижения Алвара Аалто. И при построении жилых районов используются те же самые принципы. Поэтому (а еще потому, что Финляндия не страдала от перенаселенности в послевоенные годы), даже жилые микрорайоны строятся невысокой этажности, стараясь сохранить природный ландшафт и комфортное пространство вокруг себя.

Если вы долистали до конца, чтобы узнать, чем закончатся "много букв", сформулирую основные черты финского успеха (даже те, кому не нравится "скучное белое", признают удобство финской архитектуры):

1. Максимальная функциональность. Свойства материалов и возможности технологий используются только в том случае, если это будет удобным в эксплуатации.

2. Использование того, что было создано раньше (природой или человеком). Вместо подготовки "полигона" перед началом строительства, тщательно изучается место и проект создают исходя из имеющегося ландшафта.

3. Преданность древесине и использование качественной деревянной столярки в проектах.

4. Обилие самых разных источников света - верхнего, бокового рассеянного, дневного освещения. Это продуманные эффекты, которые принимают участие в создании архитектурного пространства - свет является полноценным рабочим материалом.

5. Гордость за архитектуру страны, которую можно было увидеть во всех фильмах. Иногда создается ощущение, что сценарий писали так, чтобы главные герои могли оказаться на фоне только что построенных объектов.

В текстовый формат поместилось не все. Если интересна тема, то лекцию чуть позже выложу на нашем ютуб-канале.

Вам может быть интересно:

Что скрывают стены финского посольства?

Материал подготовлен по по мотивам небольшой лекции, прочтенной в консульстве Финляндии. Выражаю огромную благодарность Ксении Малич за подробные исследования финской архитектуры.

Благодарю за приглашение на лекцию сообщество travel_russia и Посольство Финляндии: Facebook, VK, Instagram

"Москва глазами инженера" в социальных сетях: Facebook, VK, Instagram

zen, архитекторы и дизайнеры, архитектура, экскурсия, история

Previous post Next post
Up