Jun 19, 2013 11:29
Трудностей с распознаванием гиперактивности нет. Такой ребенок спрашивает, не дослушав до конца, перебивает и вступает в разговор, быстро переключает внимание с одного на другое, начинает делать одно, а завершает вторым или третьим. Он будто разобран, раскручен, расторможен, из одного места бежит в другое, попутно кого-либо цепляя, бросая что-либо, теряя и т.п.
Как же с такими детьми «бороться»? Таких деток нельзя ставить в угол. Для них не желательны «прогулки» по рынку или в супермаркете - где есть большое скопление людей. Они склонны к аллергии и расстройствам пищеварения. Зато спорт или танцы - только на пользу. И вообще, гиперактивность можно уравновесить разумным контролем. Как? Читайте.
И так, гиперактивность может быть физиологическая: например, обусловлена изменением места жительства, школы. Подобный стресс может спровоцировать гиперактивность, и на некоторое время ребенок становится именно таким. При адекватном поведении родителей впоследствии реакция стихает, и все приходит в норму.
Бывает врожденная гиперактивность, которая обусловлена следующими факторами: осложнения при родах и в ранний послеродовой период, травмы головы, наследственность. Такого ребенка знают с детства: кажется, что он кричал всегда, на месте не сидит ни секунды, начинает много, но ничего не завершает. Часто гиперактивность вызывается неразвитостью внимания у ребенка, неумением сконцентрироваться.
В таком случае нужен особый подход, тактика по помощи. Важно не сделать из ребенка морального инвалида, изгоя, что, к сожалению, встречается достаточно часто. Поэтому все - и родители, и учителя, и врачи, и психологи, если нужно, и психиатры должны помочь ребенку. Родителям, в которых гиперактивные сын или дочь, не нужно бить их за малейшую провинность, замыкаться в себе, стесняться, а нужно обращаться к специалистам: неврологов, психологов ... И каждый подскажет, что делать. Начать можно с участкового врача.
• Действительно, поведение таких детей - постоянный источник стресса для них самих, для их родителей, учителей и одноклассников. Но надо помнить, что такой ребенок никому не желает зла. Она бы с удовольствием все делал так, как ему говорят, но проконтролировать свое поведение он не может. Это действительно бесконтрольный процесс. Такие дети обычно открыты и коммуникабельны. Поэтому им можно поручить какое-то ответственное дело в классе, должность.
• Любого ребенка, а гиперактивную особенно нельзя критиковать в присутствии других детей. Это, кстати, называется психологическим насилием.
• Родители должны приучать такого ребенка доводить начатое до конца. В то же время помните о повышенной усталости своих чад. Поэтому позволяйте им отдохнуть, делайте перерывы, а не заставляйте сидеть не вставая.
• Для таких детей обязательный режим во всем: занятиях, отдыхе, питании. Они не могут без активного движения, но лучше пусть это будет в первой половине дня. Если во второй, то, конечно, не перед сном. В любом случае, необходимо обеспечить ребенку занятия спортом, танцами т.п., чтобы он мог реализовать себя в движении. Если на уроке он уже не может усидеть, желательно выпустить его из класса на несколько минут отжаться или пробежаться с одного конца коридора в другой. При этом ничего страшного не случится, а ребенок сможет работать дальше.
• Родители пусть посоветуются с врачами, что можно есть их ребенку, а что нет. Дело в том, что гиперактивный ребенок подвержен аллергизации, часто страдает расстройствами пищеварения, нарушения в желудочно-кишечном тракте.
• Ребенку, который еще не ходит в школу или в детсад, нужна психологически здоровая и счастливая мама. Ведь это человек, с которым «домашний» ребенок проводит почти все свое время. Поэтому маме, чтобы оставаться спокойной и уравновешенной, нужно помнить и о своем отдыхе. Каждый день отдавайте ребенка хотя бы на час родственникам или няни. Разговаривайте с ребенком сдержанно, спокойно, но настойчиво, если вы выражаете какую-то просьбу. Криком вы его не измените, а только сделаете хуже. Гиперактивных детей нельзя ставить в угол. Это ребенок пространства, он везде и всюду. И если пространство ограничь, то все может закончиться развитием клаустрофобии, как минимум.
• Научите ребенка делать выводы из его поведения или поведения других. Спрашивайте у него личное мнение, можно так делать или нет. Если сделать так, то какова будет реакция окружающих, если иначе, то это по-хорошему или по-плохому и т.п. Ставя вопрос, подводите ребенка к определенным выводам, которые он должен делать сам. Категоричность - это можно, а это нельзя - всегда воспринимается отрицательно. А в гиперактивного ребенка вообще нет времени, чтобы подумать, почему так и как правильно вести себя в той или иной ситуации.
• Не забывайте подчеркивать его достижения, хвалить. Но не рассказывать в общем, какой он или она прекрасные, а хвалить за то, что они сделали. Это произведет уверенность ребенка в своих силах.
• Избегайте перегрузок своего чадо. Если это игра, то выбирайте такую, где бы развивалось какое одно умение или навык - например, внимание. Завтра - другая игра, которая развивает мелкую моторику рук т.п. На определенный отрезок времени давайте только одну задачу, чтобы ребенок мог ее закончить.
• По возможности избегайте скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на базаре и т.д. действует на ребенка слишком стимулирующее.
воспитание,
гиперактивность,
дети,
поведение.