Севилья. Табачная фабрика (по совместительству - Университет)

Oct 12, 2008 18:18

После получения Испанией монополии на вывоз табака из Нового Света в Севилье построили самую большую в Европе фабрику табака. Бывшая Королевская табачная фабрика (Fabrico de Tabacos) в настоящее время является частью университета Севильи, в XIX веке здесь производилось 75% европейских сигар. Комплекс фабричных зданий (1728-1771) - самое большое сооружение в Испании после ансамбля Эскориал. Работницы фабрики (или одна из них) когда-то вдохновили посетившего фабрику Проспера Мериме на создание образа Кармен.

По соседству с табачной фабрикой находится Дворец Сан-Тельмо. Когда-то он был мореходной школой, затем семинарией и , наконец, стал административным зданием.






Когда-то управление испанскими колониями Северной и Южной Америки осуществлялось из Севильи. Именно сюда, по Гвадалквивиру, приходили из Мексики и Перу груженые золотом корабли. Они направлялись в доки, расположенные в местах теперешних арен для боя быков. Из той же гавани отбывали к месту службы испанские дворяне, которые, хорошо ли, плохо ли, но должны были управлять заморскими владениями. В этом городе помещались связанные с Америкой церковные учреждения, военные и гражданские ведомства, ответственные за управление новыми колониями. В течение трех веков Севилья была эмоциональным центром, который контролировал все, что происходило за морем, и поэтому ее вполне обоснованно можно считать исторической столицей Америки.

Великолепный портал Сан-Тельмо









В 1664 году король Испании распорядился, чтобы весь табак, который не потреблялся на месте, отправляли в листьях в Севилью. Там в 1676 году впервые начали делать из табачных листьев puros - прообраз современной сигары.
Проспер Мериме так описывает производство сигар: «На фабрике работают, по меньшей мере, четыреста-пятьсот женщин. Это они крутят сигары в большой палате, куда мужчин не допускают, потому что женщины, когда жарко, ходят там налегке, в особенности молодые». В те времена скручиванием сигар занимались в основном мужчины. Женщины же подготавливали листья, разглаживали их, удаляя прожилки, и сортировали.

Табачные изделия, рост потребления которых не сдерживали никакие налоги, уверенно укрепляли свои позиции в Европе. В 1690 году в Англии даже появилась новая профессия: преподаватели по обучению искусству курения. Стала процветать контрабанда табака, так как это приносило хороший доход. Повсюду появлялись табачные мануфактуры: в Испании, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Германии и Голландии.

Высокая ограда вдоль фабрики



Украшения из майолики на стенах ограды







Как известно, сигары в Европе появились благодаря Колумбу, который в 1542 году во время своего путешествия в поисках Индии наткнулся на острова Карибского архипелага. На Кубе он и его спутники увидели, как местные индейцы курили свернутые в трубочку листья. Эти табачные листья Колумб привез в Испанию, и уже оттуда со временем мода на табак распространилась по Европе. Широко бытует мнение, что родина сигар - Куба. Однако оно ошибочное. Кубу, безусловно, можно считать родиной табака (причем лучшего в мире), но истинная родина сигар - все-таки Испания.

Структура
Именно в Испании в XVII веке была придумана структура сигары в том виде, в каком она существует сегодня: начинка, связующий и покровный лист. До этого сигары скручивали без всяких правил: несколько листьев перевязывались веревкой и зажигались. Дым вдыхали носом, потому что затягиваться было практически невозможно. Иногда для затяжек использовали палочку-трубочку - прообраз нынешнего мундштука.

Цикады
Испанцы знали от карибских индейцев, что табак лучше растет в сухих почвах и слегка засушливом климате. Подобные условия обнаружились неподалеку от Мадрида в пригороде Толедо, где располагались загородные дома и усадьбы толедцев - сigarrales. Название испанских дач, в свою очередь, произошло от слова cigarra - «цикада»: они в огромном количестве живут среди камней в тех краях. А поскольку сигары figuradоs (суженные с двух концов) и по цвету, и по форме были похожи на цикад, им дали то же название, только в мужском роде - cigarrо.

С тех пор практически во всем мире сигара называется сигарой. Исключение составляют Куба, где употребляется слово tabacо (по имени растения), и Португалия, где традиция называть сигару черутой (от бенгальского слова cherооt - «сигара с обрезанными концами») сохранилась со времен португальских колоний в Индии.

Таким образом, Испания - родина не только сигар, но и самого слова «сигара».

Монополия
До XVII века кубинские крестьяне выращивали табак на собственных огородах. Первые организованные плантации появились на Кубе в 1614 году. Вскоре началось и производство сигар. Но испанским властям это не понравилось. Сигары были очень популярны в Европе, и король не хотел отдавать кому бы то ни было возможность на них зарабатывать. В 1717 году Филипп III объявил монополию - отныне никто, кроме испанцев, не мог пользоваться кубинским табаком. До 1817 года, когда монополия наконец была отменена, испанские кубинские сигары, сделанные в Севилье, считались лучшими в мире.

Севилья
Испания - родина сигар. Севилья была столицей кубинских сигар. С 1616 года их делали на небольшой фабрике, но масштабы производ­ства не соответствовали всевозрастающему спросу. И в 1728 году начали строить ту самую знаменитую фабрику, которая впоследствии стала олицетворением испанской табачной монополии*. Закончили ее в 1770 году, и там работало несколько тысяч человек.

Все сигары того времени были сделаны вручную из длинного листа (короткий лист и машинки для скрутки появились только в начале XX века). Впрочем, измельчать табак севильцы научились еще в те времена. На фабрике производили и нюхательный табак (его прекратили выпускать после французской революции) - сырье перемалывалось с помощью лошадей и ослов, крутивших жернова.

У сигар не было ни марок, ни названий. Все они были одной формы (figuradоs), только разной длины и толщины, продавали их в связках по пять, десять, двадцать штук (коробки появились гораздо позже). Большин­ство сигар экспортировали на юг Европы - в Португалию, Италию, Грецию, Францию. Часть поставляли также в Англию и США.

Сигары для короля
В начале XVIII века испанцы совершили еще один прорыв в сигарном деле. До этого все сигары были figuradоs (суженные с двух концов), а для испанского королевского двора стали делать особенные, не похожие на остальные, прямые сигары. Долгое время их поставляли только для короля и придворных мероприятий, поэтому сигары так и назвали: cоrоnas. Сегодня это один из самых распространенных форматов.

Традиция производства «королевских сигар» продолжается и по сей день. До тех пор пока здание севильской фабрики не передали местному университету, их делали там, потом сигарное производство перевели в Хихон, что на севере Испании. Там и сегодня работают по королевским заказам, естественно, самые опытные крутильщики. Однако, если объемы велики, приходится обращаться за помощью к кубинцам. Например, для свадьбы прин­ца Филиппа сигары с собственным гербом королевская семья заказала на фабрике El Laguitо, где выпускаются знаменитые Cоhiba.

Стены фабрики



Главный вход





Детали украшений





Вот в эту маленькую замочную скважину...



... был снят этот внутренний дворик



Фабричные фонарики



Работницы табачной фабрики



Гюстав Доре "Набивка сигар", 1874 г.

Когда пишут о цыганах, очень часто повторяют слова «кочевой народ». При этом обычно упускают из виду, что на Балканах даже 500 лет назад почти половина цыган жила оседло. Повсюду существовали посёлки ремесленников и даже земледельцев. Впрочем, и в Испании, после того, как король Карл III в 1783 году издал закон о принудительной оседлости, кочевые таборы были вынуждены обзавестись домами.
Все мы помним, что действие новеллы Проспера Мериме «Кармен» начинается на табачной фабрике. Своенравная хитана устраивает потасовку с одной из работниц. Когда эту сцену экранизируют или ставят в театре, молчаливо предполагается, будто вокруг одни испанки, а цыганка среди них чужая.
Так кто же на самом деле набивал сигареты в жарких цехах? Ответ нам дают путевые заметки французского барона Шарля Давилье. Побывав в Севилье, он оставил запись, что почти все работницы табачной фабрики - местные цыганки. А его товарищ Гюстав Доре тут же нарисовал с натуры этих женщин. Собственно говоря, перед нами одно из первых произведений искусства, посвящённое цыганскому пролетариату.
Графика Доре показывает спокойную, почти домашнюю атмосферу на севильской фабрике. Цыганки взяли с собой детей, приглядывая за ними во время работы. Но мы будем помнить, что труд этих женщин был не только монотонным и очень длительным - главное состоит в том, что табачное производство очень вредно для здоровья. Наниматься на такую работу можно было, только имея стойкую трудовую психологию.

Испания, Андалусия

Previous post Next post
Up