Альгамбра. Дворец Альказар

Sep 29, 2008 03:12

Альгамбра состоит из трех частей, называемых по-арабски Альказаба (крепость), Альказар (дворец) и Медина (город). Первой, в IX веке, а может быть, и раньше, возникла крепость. "Альгамбра" означает - "красная". Каменные блоки, из которых сложены стены и башни Альгамбры, действительно имеют розоватый оттенок. Но есть и другая, более поэтическая версия. По ночам строители работали при факелах, оставлявших на стенах красные трепещущие отблески.
Главная башня - де ла Вела (сторожевая) стояла на самой верхней точке, на восточной оконечности холма и господствовала над Альгамброй и над всей старой Гранадой. Как обычно, вскоре у подножия крепости появились жилые кварталы, а в 1238 году эмиры мавританской династии Настритов начали строить рядом с крепостью дворец. Большинство сооружений, дошедших до нас, было возведено при султане с очень простым именем Абу аль-Хаджадж Юсеф бен Абу аль-Валид Исмаил бен Фарх. Лучшие постройки дворца, составившие славу Гранады и всей Испании, возвели в XIV веке эмиры Юсуф I и Мохаммед V. Они же завершили стену, окружающую и сейчас вершину холма Альгамбры. Сердце дворца составили Миртовый и Львиный дворики с группой примыкающих к ним великолепных залов, отделанных в неповторимом "мавританском" стиле.



С первого взгляда трудно разобраться в хитросплетении многочисленных помещений мавританского дворца. Только знание обычаев Востока позволяет выделить в нем три части, соединенные друг с другом малозаметными проходами. Каждая из частей имеет дворик - "патио" - с садом и фонтанами.
Все внимание архитектора было направлено на внутреннее убранство помещений: полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим отливом кафелем. Стены сплошь украшены роскошным орнаментом, в геометрические фигуры которого вплетаются стилизованные растения и надписи куфического шрифта.



Альгамбра не имеет ни ясного плана, ни главной оси, по обе стороны которой размещались бы одинаковые здания. Это скорее лабиринт из залов, двориков, павильонов, башен, возникающих по мере надобности или по прихоти художника вокруг двух больших внутренних дворов: Дворика мирт с большим бассейном посередине и Дворика львов с фонтаном, украшенным архаическими львами.

Отдельные комнаты, переходы, залы самым причудливым и произвольным образом группируются вокруг этих больших и нескольких маленьких дворов. Первый двор Альгамбры - Миртовый, всю середину которого занимает прямоугольный бассейн. В бассейне никогда не купались. Он служил зеркалом, в котором отражалась бесконечная роскошь дворца.

Второй - Львиный двор Альгамбры. Он был создан как воплощение рая на земле: в центре - фонтан, от него вода бежала по бесконечным каналам по дворцу, по углам Львиного дворика росли апельсиновые деревья. Причем сами они были посажены на первом этаже, а на втором оставались только кроны деревьев с плодами. Чтобы гуляющим женщинам и детям султана было удобно срывать созревшие плоды. Колонны были на самом деле не колоннами, а бесконечной чередой пальм, в тени которых можно было спрятаться.
Представьте себе воплощение этого грандиозного замысла  и вы поймете насколько велики были мысли людей Востока по сравнению с жителями Запада.



Подлинной жемчужиной Альгамбры можно назвать третью часть дворца, предназначенную для частной жизни гранадских эмиров. Здесь находился сераль (или гарем) и личные покои эмира. Эта часть дворца носила имя Львиных покоев - по имени Львиного дворика, вокруг которого она формировалась. Собственно, Львиный дворик и есть то самое "восьмое чудо света", ради которого в Гранаду стремятся любители прекрасного.



По своей структуре дворик относится к типу мусульманского сада "чор-бак" (четыре сада). Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов.  Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал. Вода в канал поступает из четырех водоемов под каменным полом зала. Они соединены с мелкими бассейнами фонтанов, расположенных в соседних помещениях. Аркады, по периметру двора, опираются на 124 колонны, а с западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи пасти извергают струи воды.

Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика.



Каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, надписями, орнаментальной мозаикой; с арок и сводов свисают архитектурные "сталактиты" - форма декора, присущая искусству ислама. Золотистый цвет камня придает залам особый, "драгоценный" характер.

Каждая арка во дворе заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его", - эти слова повторяются несчетное число раз. Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины.



Потолок из "сот" в спальне султана. Он огромный, величественный, резной и ажурный. Он словно нависает и в то же время парит в небе.





Залы, залы, залы.... Выплывающие из лабиринтов дворца. Представьте себе это все новым, выкрашенным, с инкрустацией драгоценными камнями... Когда арабы уходили, они забирали все. Испанцам остались только голые стены. Дворец, где султан выслушивал своих визирей, был не только опустошен, но и засыпан песком до самой крыши. Впрочем, испанцы и сами не остались в долгу - в запале (или по незнанию) разрушили тонко устроенную, тщательно выверенную систему подачи воды между разными уровнями, в результате чего со временем замок пришел в полное запустение. Настенные росписи замазывали побелкой, картины и позолоту стирали. Дело дошло до того, что три века спустя здесь стали жить бродяги и цыгане.

После изгнания мавров в 1492 кардинал Педро Гонсалес де Мендоса (самый нетерпивый человек к иноземной вере) установил на самой высокой башне Альгамбры серебряный крест. При Карле V были разрушены южное крыло и въездные ворота, небольшая мечеть превращена в капеллу, а в 1526 начато строительство дворца, знаменитого своим величественным круглым двором, но так и не завершенного. При Филиппе V (правил в 1700-1724, 1724-1746) многие помещения были оформлены в итальянском духе. Одна умная королева сказала как-то своему мужу:"Ты разрушил единственное в мире и построил то, что можно было построить в любом месте". В 1812 французы взорвали несколько башен. Зданию был нанесен ущерб и в результате землетрясения 1821. Реставрационные работы начали вестись с 1828 года.

Зал Двух сестер, который назван так из-за вделанных в пол двух мраморных плит. Здесь жила первая жена эмира. Его потолок образует "сталактитовый" купол, который похож на сияющую звезду, которая светила султанше и ее детям, которые жили в этом зале..



Как известно, султану привозили отовсюду новых женщин. Некоторое время их приводили в нужное состояние - отмывали, учили дворцовому этикету,  учили играть на музыкальных инструментах, танцам, пению... Спустя некотрое время они проходили итоговый тест. В прямом смысле - проходили. В стене был проход приблизительно в 40 см. Нужно было пройти в него боком. И застрять. Если застряла, т.е. достаточно толстая - будешь наложницей. Не застряла - будешь посудомойкой.
Я себя критически оценила - мне никогда не стать наложницей султана :)



Вид на внутренний дворик с апельсиновыми деревьями.



В этом зале провели вместе месяц Филипп и Изабелла. На потолке выложены буквы, витиевато переведенные на русский как "Утро плюс утро..." и так до бесконечности. Что означало собой бескрайность их земель, не имевших границ. Ведь тогда открыли Америку... А значит солнце над их землями не заходило никогда.



Внутренний дворик с фонтанами и древники кипарисами. Говорят, тут любила гулять королева Изабелла.





Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка.







Во дворце несколько великолепных залов, например зал Послов с огромнейшим куполом из кедрового дерева, с многочисленными рисунками и цитатами из Корана на стенах, зал Трибунала, или Королевский, декорированный золотыми кружевными арками в виде сталактитов, с куполом, украшенным рисунками из жизни исторических деятелей королевства Гранады, зал Секретов с удивительными акустическими эффектами; изумителен по красоте и филигранной отделке зал Двух сестер.



Резной потолок в зале Суда.



Самая маленькая группа помещений при входе называется "Золотые залы" и предназначена для судебной администрации и приема публики. Сюда можно попасть из аркады Сада Мачуки, названного по имени его строителя. Богатая орнаментика стен Золотых залов впечатляла посетителей, говорила о богатстве и могуществе владыки, но казалась скромной для тех, кто попадал во вторую часть дворца - группу "Посольских залов". Она лежит на оси Миртового двора, получившего свое название от двух рядов стриженых миртовых кустов, вытянутых вдоль бассейна с двумя питающими его фонтанами в торцах.

Одна из внешних дверей дворца, украшенная гребешками - символами средневековых пилигримов.



Стены "Золотых залов"



Лазурная, алая, синяя, зеленая  и золотая краски рябят в глазах, но ни один цвет не преобладает.



Окна в тронном зале, где султан выслушивал своих визирей. Стены украшены надписями, восхваляющими сам дворец и его хозяина. Потолок резного дерева украшен сурами из Корана и поэтическими строками. Прежде дерево было инкрустрировано подурагоценными камнями, перламутром и было выкрашено золотой краской.



Уединенная комната для молитв, выходящая на восток. Сейчас она пуста и светла, но раньше на окнах была мозаика, полы утопали в коврах, в комнате создавался полумрак, позволяющий отрешиться от суетности мира и пообщаться с Богом. В специальной нише в стене находился Коран.





Внешне помещения дворца непримечательны, суровы, просты и ничем не выдают своего внутреннего богатства.


Испания, Андалусия

Previous post Next post
Up