Очередной горнолыжный день начался и закончился спасательным вертолетом. Потому что суббота, все рабочие люди в выходной день приехали "вспомнить всё", не у всех это уверенно получилось. К тому же нужно считаться с погодой - снег не выпадает, насыпают искусственный, днем оттепель, ночью -11, на склонах получается гололед, припорошенный каким-то "пенопластом". Было очень много выездов спасателей на санях. Да и народу было как никогда, даже открыли бесплатную огромную парковку в чистом поле, лишь бы уместить еще столько же желающих, сколько обычно умещается на платной парковке (и еще место остается). Сегодня спасалка выезжала даже туда, где занимаются фристайлом. Хотя в основном подбирает людей на синей трассе и очень редко - на красной.
Сегодня на "исход" из Доломитов отправились жители Польши и той части Германии, куда ехать 2 дня. Уже к 9 часам на выезде из Pustertal скопилась безграничная пробка.
Итак, многие поляки сегодня уехали, но остались немцы и приехали на выходные итальянцы. Боже, как они невыносимы в кабинках! Учитывая замкнутое и жесткое пространство и то, что говорят 5 человек одновременно, это акустический ад. Немцы в этом плане тоже хороши - будут так громко вдвоем разговаривать, словно оба глухие. Среди этой какофонии мне сегодня хотелось просто выйти из кабинки в пропасть.
Сегодня было не просто много неумеющих кататься на лыжах, но и много родителей, которые учили своих 5-6-летних детей. Траектория их непредсказуема, детско-родительских групп много. Сегодня мне приходилось не столько ездить, сколько стоять и ждать безопасного момента для спуска. И это только начало высокого сезона!
Кстати, в немецком Оберстдорфе, на Небельхорне и на Ифене наконец-то, в конце января, открыли хотя бы по одной дополнительной трассе. В этом году в Альпах просто беда со снегом. Не знаю, что с травмами в немецких Альпах, но, учитывая, что открытых трасс было крайне мало, а желающих кататься задешево крайне много (в Германии самый дешевый ски-пасс), ожидаю, что там всё раскатывали в гололедные фарватеры и снежные заносы уже к 10 часам и еще натыкались друг на друга на склонах, как мы неоднократно это наблюдали в предыдущие сезоны.
Сегодня в кабинках от нечего делать рассматривала людей. Полячки перед приездом в Доломиты сделали себе маникюр - длинные накладные ногти непременно с блестками, часто ярко-розового или фиолетового цвета. И некоторые даже были с полным макияжем, словно ехали не спортом заниматься, а искали спонсора. Итальянки жирно карандашом обводили глаза. И это, в отличие от полячек, не зависело от возраста. Немки были, как всегда, бесцветны.
После катания заехали в сыроварню. Наблюдали, как перед нами пара немцев возраста 55+ покупали каждый свое в корзинке и оплачивали тоже - каждый своё. Я никогда этого не пойму. И представители разных европейских культур - тоже не поймут. У немцев какая-то больная, сакральная, супер-важная тема - хранить в тайне кто сколько зарабатывает и все расходы делать раздельно. По мне это скаредность, возведенная в культ.
Кстати, про лыжи. История продолжается: Саше их заточили слишком остро, под опытных спортсменов. Сегодня кое-как покатался, потом опять отдал на отладку. Вообще парни из итальянской компании Traam не только профессионально затачивают лыжи, но и разработали свои, с соломой внутри. Создают индивидуальные горные лыжи под любые запросы. Очень внимательные, ответственные, веселые. Меня подкупил их пес, которого мы за эти пару дней уже всего почесали.
Прочитала вчера мнение парня из России, что на лыжи можно поставить за день. Пугает тенденция, что я это слышу именно из России уже не в первый раз. Не надо так. С тренером нужно работать долго, вдумчиво, набирая опыт и переходя от одной трассы к другой, пробуя разные условия, погодные и покрытия, синие и красные трассы. Люди пользуются тем, что для катания на горных лыжах не требуются права. Точно так же водители автомобилей пользуются тем, что с конца 1950-х отменили серьезное психологическое тестирование (иначе автоконцернам столько автомобилей не продать). Задача организаторов горнолыжных склонов и подъемников - сделать инфраструктуру такой, чтобы приехало как можно больше людей. Задача туристов - не покалечиться. Поэтому жизненно важно на склоне взять услуги тренера хотя бы на три сезона катания по 7-10 дней. Это будет вклад в свое здоровье и последующее удовольствие от катания.
Если бы вы знали, сколько людей не знают правил катания. Останавливаются не на вершине перед спуском, а посреди спуска, когда летящие на скорости их не видят. Едут поперек склона на скорости, подрезают. Начинают движение вниз, не глядя по сторонам и наверх. Глядя, как люди управляют лыжами, мне страшно представить, как они водят автомобиль. Подозреваю, что так же.
Пока поднимаешься в кабинке, есть время посмотреть кто как идет, подумать, примерить на себя. Есть люди, которые едут уверенно, ритмично, часто это сочетается со скоростью. Таких процентов 15. Есть те, кто учится, едет со смыслом, то быстрее, то медленнее, останавливается, думает, успевает менять траекторию, если требуется. Таких около 30%. Остальных несет, как море несет щепочку. У них нет пути, они легко набирают скорость и не могут ею управлять, лыжи их подводят, они не чувствуют, когда устали и когда пора сделать остановку. Им страшно, трудно, они нередко получают травмы. Наверное, эти люди думают, что всё дело в лыжах. Но ведь управляют ими люди.
Еще я бы запретила продавать на склонах алкоголь и все эти апре-ски. Люди напиваются и потом, после обеда, наступает самое высокое время для травм. А после лыж они еще больше напиваются и садятся за руль. Да, в Италии, как и во многих европейских странах, можно после бокала вина за руль. Но только до первой аварии, где алкоголь будет фактором, отягчающим вину.
В Южном Тироле есть прекрасные винодельни, свой Винный путь, можно заехать в специализированный магазин, купить прекрасного местного вина, открыть его вечером в своем домике и устроить праздник жизни.