Вчера и сегодня задалась целью послушать длинную вереницу докладов, приуроченных к открытию выставки в Историческом музее Франкфурта. Были приглашены разные обладатели высшего образования, доценты, профессора возраста 35-60 лет. Каждый делал доклад на 15-20 минут. Меня хватило на 6 человек. Никогда не думала, что навыки высшего образования в плане выстраивания рассказа, логики, риторики, владения голосом, умения вести себя на публике, умения расположить к себе слушателей настолько отличаются между странами. Невольно череда докладчиков выстроилась передо мной в перечень ошибок "Как не надо делать". Хотя я честно распахнула уши для восприятия новой для себя исторической информации.
Ну нельзя читать с бумаги. Это доклад, презентация, рассказ на выбранную любимую тему. Коротенько, с искрой, живо, ярко, чтобы зрители проснулись и захотели тут же пойти в библиотеку, порыться в этой информации дальше.
Когда на экране перед зрителями вместо картинок, иллюстрирующих рассказ, маленькие картинки, а основную площадь экрана занимает текст, который и зачитывает вслух рассказчик - это не доклад. Это чтение с экрана. Не нужно держать людей в зале за идиотов.
Все, буквально все, читали с экрана. Почему экскурсовод может запомнить текст своих разных экскурсий на 2-3 часа, а докладчики не могут запомнить один текст на 20 минут?
Отдельная боль - наблюдать, как люди, читая текст с экрана, размахивают руками, пытаясь придать рассказу естественность и живость. Отдельно удивили докладчики, почесывающие себе перед зрителями голову. Особенно преуспели в этом женщины. Другая ошибка - читать текст, засунув руки в карманы кофты.
Монотонные голоса, под которые только засыпать, без эмоций и пауз, сбивающиеся, с оговорками и повторами слов, с запинками - это боль. Это очень трудно слушать. Шипящий, плохо настроенный домашний микрофон по удаленной видеосвязи - это боль. И никакое "Извините" в конце презентации не спасет ситуацию.
Очень много цитат, дат, очень много перечислений по пунктам, нет оценки, анализа, параллелей. Есть просто зачитывание статистических данных. Лучший способ, чтобы слушатели уснули или покинули лекцию.
Помню, нечто подобное у нас было во время прослушивания лекции по истории фотографии в музее им. Пушкина -
https://homaaxel.livejournal.com/763400.html. Докладчица была настолько невнятная, ее речь была без логических переходов, мысль прыгала с одной идеи на другую, словно обезьяна по веткам. В конце-концов один парень не выдержал, встал и задал вопрос:"Извините, у вас есть высшее образование?"
Вчера высшее образование было у всех, но это не спасло ситуацию. Я даже не знала, что столько людей не умеют рассказывать на публику, что их за время обучения этому не научили. Что они никогда за годы работы не тренировали и не совершенствовали этот навык. Для меня это откровение. Особенно на фоне того, как немцы боготворят тех, у кого есть высшее образование. А уж если у иностранца есть высшее образование - это диво невиданное.
Вобщем, я хмыкнула и выключила эти попытки взрослых людей интересно рассказать маленький кусочек захватывающей истории. Мне казалось, что риторике и логическим цепочкам учат еще в школе.
Я понимаю, читать лекции так, как это делает профессор Баркова - отдельное мастерство. Ведь есть курсы риторики, ораторского мастерства, актерские курсы, курсы для дикторов и т.д. Смахнула слезу, вспоминая прекрасных лекторов-искусствоведов в музее им. Пушкина в Москве. Я честно думала, что так умеют все, кто любит свою работу.