(no subject)

Apr 07, 2022 13:06

На тему разного отношения родственников к одним и тем же событиям. Читаю биографию третьей жены Булгакова. Когда она росла с семьей в Риге, все в семье говорили по-русски, общались с русскими, воспитывались в русской культуре. Потом она вышла замуж за русского, а ее брат женился на немке-лютеранке и, соответственно, своих детей воспитывал в немецкой культуре.

Во время Первой мировой ее старший брат Александр был призван в Русскую императорскую армию как офицер-артиллерист, затем после Октябрьской революции вернулся в Ригу, участвовал в Западной Добровольческой армии и после ее поражения в конце 1919 г. перебрался в Германию. До 1923 года они с женой жили в небольшом городке Александергейме. Затем они вернулись в Эстонию, им было присвоено эстонское гражданство. В ноябре 1938 года брат был назначен главным архитектором Эстонской железной дороги и переведён в Таллин. В следующем году семья репатриировалась в Германию вместе с другими остзейскими немцами. В следующий раз сестра из СССР смогла встретится с братом лишь через 32 года, в 1960 г.

Чем занимался брат в Германии во время войны - неизвестно. Его сестра в это время вместе с Фаиной Раневской эвакуировались в Ташкент.

Ее племянник, т.е. сын брата Александра, Оттокар в 1939-1940 годах координировал репатриацию прибалтийских немцев в Таллине, после чего уехал и сам на «новые германские земли», в Позен. Окончил курсы переподготовки юристов, был призван в вермахт и до 1945 года служил в нестроевых частях.

После войны работал юристом Верховного суда в Гамбурге, помощником судьи в Берлинском Земельном суде (Западный Берлин), с 1949 года имел адвокатскую практику в Гамбурге, избирался в органы местного самоуправления Северных Земель ФРГ.

Младший брат Константин во время Первой мировой случил в чине подпоручика, служил и в Моршанске, и в Туркестане. После революции переехал в Москву, работал в Московском управлении военных сообщений, сначала конторщиком, потом помощником начальника отделения, а в конце начальником отделения. В феврале 1920 года был арестован по обвинению во взяточничестве и в преступлении по должности. Отсидел год, после чего ему разрешили вернуться в Латвию. С августа 1921-го по август 1925-го Константин работал ночным сторожем, мотористом, чернорабочим, помощником в магазине. Затем с 1925 по 1940 год работал на торговых суднах Латвии, Бельгии, Германии. В феврале 1941 г. его арестовали как агента штаба латвийской армии, приговорили к 15 годам ИТЛ и к 5 годам ссылки. Он умер в Норильске 12 апреля 1944 года, сестра об этом так и не узнала.

*** После того, как в июле 1940 г. Латвию включили в число советских республик, в 1941 г. в прибалтийских странах началась волна репрессий. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 16 мая 1941 года «О мероприятиях по очистке Литовской, Латвийской и Эстонской ССР от антисоветского, уголовного и социально опасного элемента» были арестованы и высланы в отдалённые районы СССР члены антисоветских националистических организаций, бывшие работники правоохранительной системы и военнослужащие буржуазной Латвии и Белой армии (при наличии компрометирующих документов), крупные фабриканты, помещики, торговцы и высокопоставленные госслужащие Латвийской Республики, уголовники, продолжающие заниматься противоправной деятельностью - те, кого власти посчитали опасными для советского режима в преддверии войны.

Согласно документам Государственного архива Латвии, 14 июня 1941 года за пределы Латвии было депортировано 15 424 человека, из них 5263 были арестованы. Из арестованных было расстреляно 700, умер в заключении 3441 человек; то есть выжила 1/5 арестованных. Среди остальных депортированных в местах спецпоселения умерло 1900 человек. По данным КГБ СССР, которые проанализировал историк А. Дюков, общая численность умерших жертв депортации составила 4884 человек (34 % от общего числа), при этом ещё до 1953 года домой вернулись 2000 человек. По оценке А. Дюкова, 81,27 % депортированных составляли латыши, 11,70 % евреи, 5,29 % русские.

Кстати, по поводу разделов границ государств. Это карта Восточных областей Германской империи по состоянию на 31 декабря 1937 года. после окончания Второй мировой эти земли были отчуждены в пользу Польши и Советского Союза. И если Восточная Германия признала это изменение границ в 1950 г., то Западная  признала утрату этих территорий лишь в 1990 г.



После передачи восточных территорий под польское и советское управление с них было депортировано немецкое население - из северной части Восточной Пруссии почти полностью, а с территорий, находящихся под польским управлением - по большей части. В общей сложности с этих территорий было изгнано около 8,8 миллионов немцев, которых заменили около 7,7 миллионами поляков.

Т.е. раздел послевоенных территорий - это очень долгий и болезненный процесс. Можно еще вспомнить силезских немцев и историю про восстановление территориальной целостности Чехии после Второй мировой. Про бегство, эвакуацию и депортацию немцев после Второй мировой можно прочитать здесь - https://ru.wikipedia.org/wiki/. Про депортацию немцев с территории Чехословакии - здесь. Было очень много насилия, убийств и воровства.

Маленькая историческая зарисовка:

Весной - летом 1945 года к немцам Чехословакии применялись следующие дискриминационные меры:
  • они были обязаны регулярно отмечаться в полиции, им запрещалось покидать своё место жительства,
  • они были обязаны носить нашивки «N» - «немец» или повязку со свастикой,
  • у них были конфискованы автомобили, мотоциклы и велосипеды,
  • им запрещалось пользоваться общественным транспортом, посещать публичные места,
  • им запрещалось ходить по тротуарам,
  • им запрещалось иметь радио, телефон и использовать их,
  • им запрещалось разговаривать в публичных местах по-немецки,
  • они были обязаны посещать магазины только в определённое время,
и так далее.

Что можно почитать на эту тему:

- Булгакова Елена Сергеевна.

- Восточные области Германской империи.

- Депортация немцев после Второй мировой войны.

- Депортация немцев из Чехословакии.

- Латвия, 20 век.

Сумасшедшая весна

Previous post Next post
Up