В Западной Германии детей из семей рабочих и сельхозработников, которые получили образование выше, чем их родители, называют "образовательные альпинисты". Т.е. это что-то дерзкое, труднопреодолимое, невероятно сложное. После Второй мировой в Западной Германии приняли реформу среднего и высшего образования, чтобы увеличить квоту прохождения детей их простых семей в школы, которые давали потом возможность поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Например, с 1948 по 1952 год благодаря этой реформе 81% "детей-альпинистов" получили возможность окончить гимназии, что открывало дорогу в ВУЗы.
Потом реформу очень быстро закрыли, введя дополнительные препятствия для детей "не их того класса" и как результат - с 1958 по 1962 год уже только 56% "детей-альпинистов" получили возможность закончить гимназии. Но все эти годы, неизменно, дети родителей с высшим образованием имели преимущество при зачислении в гимназии после 4 класса, поэтому 84% из них заканчивали гимназии.
В связи с этим мне вспоминается реформа образования в СССР, когда в 1940 г. ввели платное образование в старших классах средних школ, платное среднее специальное и высшее образование. Чьи родители тогда могли оплатить образование? Многие были неграмотны, работали на тяжелой физической работе. У отца, например, мать была неграмотная, вместо подписи на документах ставила крестик, работала на железной дороге, меняла шпалы в "окно" между поездами. Отец закончил вечернюю школу, курсы железнодорожников, был начальником бригады, восстанавливал ж/д мосты, наверное, это можно считать средним специальным образованием.
В семье к концу войны из 5 детей выжили 3, но денег на образование всех троих не было. Тогда родители решили, что полное среднее образование, 10 классов, получит только старшая девочка, чтобы потом она смогла получить среднее специальное медицинское и работать. Про мальчиков родители подумали, что они как-нибудь найдут себе место в жизни, работая руками. Лишних денег в семье не было совсем, учитывая, что школьную форму удалось купить намного позднее, чем остальным детям в классе (и за это бедных детей дразнили), а от голода умер один ребенок в семье и случились преждевременные роды другим.
Жили они тесно и скромно - 8-9 человек в половине вагона, в 6 м в сторону проходили ж/д пути и была станция Свиблово, днем и ночью стучали поезда. Из-за тесноты учиться приходилось под кухонным столом. Из отопления в одном углу была печка-буржуйка: если в одном углу вагончика было тепло, то в другом - замерзала вода в ведре.
И тут товарищ Сталин сделал самую малость, но очень полезную - он умер. После его смерти в 1956 году отменили эту плату за образование и мой отец смог бесплатно учиться в 9-10 классе. Он пробовал пойти работать на соседний завод (он до сих пор существует, на ул. Докукина, в Свиблово), но быстро понял, что в профессии токаря можно достигнуть потолка по разряду и , соответственно, зарплате, и на этом всё. Поэтому он бросил работу токарем и поступил в институт. Учиться ему было легко, настолько, что он еще поступал за своих знакомых, которые больше предпочитали выпить, чем сидеть с книжкой.
Однажды на вступительных экзаменах он попался на том, что поступал за другого. Он честно объяснил преподавательнице, почему он это сделал (семье крайне нужны были деньги, отец был после операции в связи с раком). Преподавательница выслушала его и снисходительно разрешила дописать вступительный экзамен и поступить за другого, ведь всё равно дальше этому первокурснику пришлось самому учиться и сдавать все сессии.
Высшее образование было той необходимостью, чтобы "всегда заработать на хлеб с маслом, а если надо, то и с икрой".
Но потом пришли 1960-70-е и выросло новое поколение москвичей, которым родители всё представили - квартиру, мебель, одежду, деньги. Эти юноши и девушки не стали учиться после 8 класса, исходя из того, что "у них и так всё есть". Стали просто жить, есть, пить, спать. Не хватали звезд с неба и считали, что жизнь по умолчанию прекрасна. И в ней совершенно нет смысла получать образование помимо школьного и бороться за свое лучшее качество жизни, за лучшую версию себя.
Я пробовала найти единую таблицу процента выпускников 10 классов школ в СССР, поступивших в ВУЗы, у меня получились отрывистые сведения.
Есть строчка из Википедии, из статьи
"Образование в СССР":"Удельный вес приёма в ВУЗы от числа выпускников десятых классов изменялся так
[48]: 1960 г. - 56 %, 1962 - 87, 1965 - 63, 1970 - 35, 1975 - 28, 1977 - 25, 1985 - 50 %."
Есть график "Численность студентов в ВУЗах РСФСР" из журнала "Высшее образование в России" № 2, 2020 г. и статьи "Массовое высшее образование в России: особенности динамики",
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-74-82.
Есть график "Количество студентов, обучавшихся в ВУЗах СССР" из статьи "Образование в СССР" -
http://su90.ru/education.html.
Обратите внимание на зеленые точки, процент желающих получить высшее образование перестал расти с начала 1970-х.
С одной стороны, я не могу ни подтвердить, ни оспорить этот график. Но могу привести данные из Росстата по статистике российского образования в ВУЗах на 10 000 населения:
И еще могу привести похожий график динамики количества студентов ВУЗов с 1965 по 2003 гг. из книги "Инновации в высшем образовании", 2006 г. -
https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=7179.
В принципе, все эти графики действительно показывают, что подростки хотят получать высшее образование, когда живут в условиях крайней необходимости всего, когда они сами каждый день видят, как непросто взрослым заработать на хлеб с маслом. Поэтому они очень хотят вырасти, выучиться, получить востребованную профессию. Потом, возможно, они дополнят свое образование, поменяют профессию, но сейчас они точно хотят стать кем-то, стать специалистом.
Материалы по теме:
-
Про уровень современных зарплат в России и недостаток в сотрудниках IT. Или "Почему все прутся в IT".
-
У Тиля Линдеманна есть клип на песню "Mathematik" про тех, кто не хочет учиться в школе, заявляя "Зачем мне учиться считать, если для этого есть калькуляторы?"
-
Российские студенты глазами иностранных профессоров. В тюменском университете проводился курс "Письмо, мышление, анализ, интерпретация". После этого гарвардский профессор поделился своими впечатлениями о российских студентах. Вероятно, это идеальный срез о нашем мышлении, методах воспитания и специфики обучения.
-
Разрыв между умными и глупыми нарастает. Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова более двадцати лет работает школьным психологом. Она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
- Олег Смолин. Образование и просвещение:"Русь, куда ж несешься ты?",
часть 1 и
часть 2.
Статья про положение школьного и высшего образования в России. Будет интересна родителям школьников и особенно старшеклассников. На основе международного анализа, статей, рейтингов, показано действительное положение России. Рассматривается анализ тенденций. Строятся прогнозы.