Урс Эггеншвайлер (Urs Eggenschwyler) - швейцарский скульптор, художник, эксцентричный оригинал и любитель животных. В Нидердорфе он гулял со своим львом, а в Милхбуке держал частный зверинец. Он был филантропом и сам напоминал льва: мускулистое тело, суровый взгляд, большая копна волос и борода.
Фото из городского архива Цюриха -
https://www.nzz.ch/zuerich/kszh-1.18458032.
Он родился в 1849 г. в Солотурне (Solothurn), в 80 км от Цюриха. Был третьим, младшим ребенком в семье. В 5 лет заболел скарлатиной и в качестве осложнения болезни стал глохнуть. Потом, в более старшем возрасте, он с сожалением вспоминал как когда-то в детстве мог слышать пение птиц и звон колоколов. Из-за прогрессирующей глухоты он всё меньше общался с людьми и всё больше с животными. У его отца были коровы, лошади, кошки и черепахи. Для черепах он создал загон с камнями и прудом. Это был его первый импровизированный зоопарк. Уже во взрослом возрасте, незадолго до смерти, он специально приехал в Солотурн и забрался на церковную колокольню чтобы услышать звон.
Когда Урсу было 11 лет, у него умер отец. Со своим другом Урс обучался в карьере каменному делу. Для себя он выбрал будущую профессию скульптора/штукатура. В юности он выполнял заказы для отделки орнаментом зданий банков в различных городах Швейцарии, в том числе в Берне. В 1870 г. он получил ссуду в 1500 швейцарских франков и отправился на обучение в Мюнхен, в Королевскую Академию искусств. К сожалению, из-за почти полной потери слуха он не мог учиться с помощью лекций. Тогда он начал посещать выставки картин, музеи, библиотеки, анатомические театры с животными. Он часто бывал в мюнхенском зоопарке, подолгу изучая анатомию, движение и поведение животных. Особенно он любил работать с кошачьими. Его исключительная связь и доверие с животными помогали ему входить в клетки и зарисовывать их. С этого момента у него появилось много эскизов самых разных зверей. В его рисунках так мастерски были прорисованы все мышцы, сосуды и нервы, что зверям на картинках не хватало только движения и голоса.
Он продолжил учиться и работать в Мюнхене, где получал частные заказы на скульптуры животных для фонтанов, создавал маленьких львов из терракоты и работал каменщиком для короля Людвига II в замке Линдерхоф в Баварии. Когда его мать получила в Солотурне в качестве наследства мастерскую по созданию могильных камней, Урс категорически отказался от подобной работы:"Лучше голодать, чем заниматься таким делом".
После заболевания брюшным тифом в 1878 г. он переехал в Цюрих к своей сестре. Он и раньше часто болел и лежал в больнице Мюнхена. Но в этот раз он был настолько слаб, что не мог ходить. Он приехал в помятой шляпе, в грязной одежде и сам испытывал неловкость от того, что его принимают в столь приличном доме. Спустя год сестра с семьей переехала в Берн, а он остался и стал браться за любые заказы - делал скульптуры коз, охотничьих собак, львов, работал строительным техником, механиком и конструктором. Для новых задач он находил новые и оригинальные решения.
В 1883 г. на Швейцарской национальной выставке в Цюрихе он представил большую гипсовую модель льва, которая привлекла большое внимание. Позднее он выполнил этого же льва в каррарском мраморе в качестве частного заказа. Заказчиком выступил меценат из Сент-Галлена, который заказал Урсу любую крупную работу на его вкус, а двоюродный брат жены мецената - Альберт Хайм, профессор геологии, лично нашел ему для работы лучший итальянский мрамор. Конечно же Урс в качестве идеи работы выбрал льва. После выставки имя Урса стало общеизвестно как имя мастера-анималиста.
Урс жил в своей усадьбе "Menagiere" в Милхбуке, в 3 км от центра Цюриха. Он специализировался на скульптурах животных. Это было сложнее, чем делать скульптуры людей, ведь животные не позируют. После Цюрихского льва Урс стал очень известным мастером-анималистом и собирал много заказов. Он участвовал в создании территорий зоопарков Роттердама, Амстердама, Гамбурга, Мюнхена, Рима и Базеля.
Чтобы выполнять свои работы максимально точными, Урс расчленял трупы животных до мельчайших подробностей (к большому огорчению соседей). В 1886 г. соседи жаловались, что в отличие от Урса, они имеют полноценные чувства, поэтому запахи и звуки им невыносимы. Был вынесен вердикт - перенести анатомическую мастерскую подальше от соседских домов. По состоянию здоровья скульптор не мог наблюдать животных в дикой природе, поэтому он мечтал создать зоопарк, научную площадку для наблюдения за повадками животных. Летом 1891 г. благодаря пожертвованиям он реализовал свою мечту - устроил на территории своей усадьбы, в Милхбуке (Milchbuck), зверинец. У него жили гиены, волки, лисы, пантеры, леопарды, хищные птицы, бурые медведи, верблюды. Его любимцами были львы. Он также держал собак, кошек, кроликов. Это был "Первый цюрихский зоопарк". В дополнение к своему зоопарку Урс также арендовал ресторан «Freihof» на Milchbuck Strasse. Здесь люди могли перекусить после того, как они посетили зверинец, примерно за 10-30 центов.
Зоопарк был интересен детям и взрослым. Урс охотно всем рассказывал про повадки животных и объяснял их поведение. Он вытаскивал медведей и пантер из клеток, показывал с ними трюки и позволял детям их потрогать. Это были самые прекрасные моменты для него. Но когда он видел, что на животных злятся и хотят их ударить, он жутко сердился.
Он открыл зверинец в Мильхбуке чтобы пробудить интерес публики к пониманию животных. Открытию зверинца финансово помогли его друзья - Готфрид Келлер (швейцарский классик литературы), Арнольд Беклин (швейцарский художник, один из выдающихся представителей европейского символизма. Был одним из вдохновителей Рахманинова и Дали), Альберт Хейм (профессор, швейцарский геолог, изучал Альпы. Почётный член Академии наук СССР, Почетный член Шведской Королевской академии наук).
Урс очень хотел, чтобы у Цюриха было свое геральдическое животное по примеру Берна, у которого были медведи в яме.
В Новый год 1902 г. у него родилась львица Лизель. Мать львенка заболела и по сути Урс стал для него родной матерью. Он кормил ее из бутылочки молоком и спал с ней в одной кровати. С этого момента его невозможно было встретить одного, они стали неразлучны. Львица стала его домашним любимцем и скульптор гулял с ней как с собакой. Ей было разрешено свободно передвигаться по территории усадьбы. Возвращения своего хозяина она обычно ждала в садовой палатке. Однажды, когда Урса долго не было дома (его ночью задержала полиция), львица ждала его дома, на кровати.
Он писал в письме о ней:"У нее выросли все молочные зубы, их уже видно через приоткрытый рот. Она ведет себя как лев, играет с щетками, обувью, коврами. Когда она устает или чувствует, что стало прохладно, то уходит в другую комнату или забирается на кровать, сворачивается там калачиком как кошка. Потом она поднимается, потягивается и снова идет по своим делам, оставляя на кровати глубокие следы от своих тяжелых лап. Разве это не настоящая хозяйка Цюриха?"
С молодой львицей он гулял в местной деревне в пригороде Цюриха. "Он шел с ней словно с обычным щенком", - возмущались жители. Встреченным полуночным горожанам Урс говорил, что "это всего лишь очень большая собака". Из-за замечаний полиции Урс вынужден был гулять со львицей только ночью и только на цепи, а днем был обязан держать ее в клетке (хотя и продолжал с ней спать в обнимку). В 1906 г. волнующиеся горожане смогли заснуть спокойно: львица Лизель умерла от передозировки морфина во время операции на зубе. Смерть любимицы очень сильно ударила по застенчивому и почти глухому владельцу. В отчаянии он написал:"Я потерял всякую веру в будущее и в удачу. Я - неудачник".
Лев стал любимым источником вдохновения для Эггеншвайлера. Он вырезал его из камня, отливал из гипса, из бронзы, рисовал карандашом и красками. Он стал настоящим специалистом по образу льва.
Картина Урса "Лев, смотрящий с горы на долину".
Картина "Лев и львица, смотрящие с гор".
Картина "Тигры, появляющиеся из джунглей".
Терракотовая скульптура "Лежащая львица".
Конечно, частный зоопарк не окупался. Финансово помогали друзья. Любимыми посетителями Урса были дети. Ради них он на время кормления выпускал из клеток медведей и львов. Конечно, родители были от этого не в восторге.
Усадьба в Милхбуке после смерти скульптора, приблизительно 1930-е гг.
Мари, жена профессора-геолога Альберта Хайма, друга и мецената, в усадьбе-зоопарке Урса. Мари была первой женщиной-гинекологом в Швейцарии.
Пост о ней - https://homaaxel.livejournal.com/1363913.html.
Откуда у Эггеншвайлера появлялись дикие животные? Например, в 1902 г. швейцарец Альфред Ильг покинул многолетний пост министра иностранных дел в Абиссинии. На прощание за хорошо проделанную работу ему подарили двух львов. Поскольку в Цюрихе не было подходящего питомника, животных привезли в частный зоопарк Урса в Мильхбук. Львы прожили долгую жизнь. После смерти Урса они жили 2 года в зоопарке Хагенбека, а затем, с 1905 г. - в зоопарке Базеля.
У скульптора вряд ли были какие-то финансовые сбережения. Он жил в плохих условиях, хотя получал много заказов от государства и частных богатых клиентов. Он не умел хорошо распоряжаться деньгами. Заработок прежде всего тратил на корм животным. Сам же был готов спать на полу и есть одну картошку. Рацион его животных был крайне дорогим и скульптор жил на грани выживания. Зоолог и зоопсихолог Хейни Хедигер восхищенно назвал его "своим среди зверей".
Почему же скульптор полюбил именно львов? Ведь он работал со многими другими животными. Возможно, эта любовь началась еще во время нахождения в баварском Линдау, где он увидел скульптуру льва.
В 1881-1887 гг. на набережной Цюриха начали строить новые красивые здания, основали дендрарий. Но береговая линия оказалась слишком пустой. Главный инженер города
Арнольд Бюркли предложил заказать Урсу две фигуры львов высотой 2,5-3 м. Была проделана большая реклама для сбора пожертвований, но в кассу собрали очень мало средств. Работа была грандиозная: 800 рабочих часов, 163 центнера белого гипса, 80 кг железных прутьев, 56 мешков древесных стружек. Работу осуществляли два скульптора, три штукатура и помощники.
Местным жителям львы не понравились, поскольку они выглядели слишком громоздкими (молодые посаженные деревья на набережной еще не выросли), львы стояли спиной к городу и снизу было видно только их попы. Однажды ночью львов варварски покрасили в красный и зеленый цвет. Вскоре после этого горожане попросили их убрать. В середине декабря 1888 г. львов убрали с этого благородного места.
Несколькими годами позднее, когда деревья уже выросли и на набережной построили красивые дома-замки, администрация города снова обратилась к Урсу с просьбой сделать огромного льва с гербом города, встречающего корабли. Лев, как и здания вокруг озера, должны были показывать величие Цюриха.
«ZüriLeu», Цюрихский лев, который смотрит с порта Энге на озеро Цюриха, стал одной из известнейших работ мастера. Скульптурный шедевр был сделан из очень пористого искусственного песчанника в 1895 г. Позднее скульптуру льва городские власти хотели сделать из бронзы, но этого так и не случилось. Местная компания "Фабрика камня" бесплатно дала временный гипсовый материал. Внутри не было арматурного каркаса, а сама скульптура изначально не была предназначена для существования в таких погодных условиях.
90 лет назад озеро в Цюрихе замерзало.
Источник фото -
http://www.zhdamalsheute.ch/category/1920er-jahre/.
Ничего не известно о предыдущих реставрациях. Зато в 1971 г. отвалился хвост и его наскоро приделали. Спустя 20 лет он снова отвалился. Льва покрыли специальной белой суспензией, которая защитила трехметровую скульптуру от разваливания, но вызвала гнев горожан. Лев должен был снова стать серым.
В 2011 г. тщательный осмотр скульптуры показал, что ее необходимо срочно реставрировать. Повсюду шли трещины и скульптура разваливалась на глазах. В расщелинах рос мох и лишайники. У основания постамента стояла лавочка и ее посетители могли пострадать от упавших деталей. Реставрация, которая прошла в 2013 г., стоила городу 90 000 швейцарских франков. Лев снова стал серым, как бетон.
Его четыре бронзовых льва охраняют мост Стауффагербрюкке (Stauffacherbrücke) в Цюрихе (1899 г.). Правда, жители Цюриха жаловались, что львы слишком маленькие, а постаменты для них слишком большие и вообще снизу ничего не видно.
Фото 1905 г.
В 1991 г. мост был отреставрирован.
В общинном центре в Зеебахе (раньше он стоял возле дворца швейной фабрики Hennenberg. Сам дворец был снесен в 1969 г.). Лев сидит в очень естественной для него позе, анатомически правильно, с хвостом на лапах и с приоткрытым ртом.
Его работы есть и в других городах Швейцарии.
Мемориальная колонна в Семпахе (Sempach) в честь 500-летия победы швейцарцев. Лев является геральдическим животным города.
В Берне его медведи находятся в Федеральном дворце:
Источник -
http://cyberhelvetia.net/bundeshaus/. 1 августа, в национальный день Швейцарии, все желающие могут войти во дворец.
Его скульптуры украшают зоопарк Хагенбека возле Гамбурга (Tierpark Hagenbeck).
Начиная с 1888 г. Урс стал принимать участие в создании скальных ландшафтов европейских зоопарков, таких, как Гамбург, Берлин, Мюнхен, Вена, Роттердам, Рим, Базель, Сент-Галлен, Антверпен. Он планировал, рисовал, помогал. Он разработал новаторскую зоологическую архитектуру с использованием искусственного камня. Здесь идеально пригодились его знания о жизни животных. Его идеи позже были повторены во всем мире. До этого звери зоопарков перевозились и жили в клетках, как и цирковые животные.
Во время строительства вольеров для животных в частном зоопарке Петра и Павла в Сент-Галлене.
Искусственные горы, построенные Урсом в Сент-Галлене, 1902 г. Сначала он создавал миниатюрную модель, затем строил грубую опалубку и, наконец, бетонировал. Контуры "камней" рисовал в еще влажном бетоне, чтобы он не успел высохнуть. Он разрабатывал такие элементы пейзажа, как бассейны и пещеры, скалы, горные тропы в правильном масштабе, размере и цвете. Впервые в создании зоопарков стали учитываться природные потребности животных.
1911 г., зоопарк в Эльберфельде, современном Вуппертале. Владелец зоопарка - Карл Хагенбек. Урс выполнил скалы для павильона "Северный ландшафт". В те времена пространства для животных без решеток были абсолютной новинкой.
Сейчас искусственные горы для животных строят по той же схеме: это новая гора для будапештского зоопарка.
Источник -
https://www.archdaily.com/95278/in-progress-the-great-rock-atelier-peter-kis.
5 мая 1907 года знаменитый торговец животными
Карл Хагенбек открыл в Гамбурге зоопарк Стеллинген. Это стало переворотом. Раньше животные были заключенными, запертыми в подземельях. Более счастливые страдали в фольклорных тюрьмах: тигры - в романтических замках, слоны - в индийских пагодах, антилопы - в мавританских мечетях. Хагенбек хотел наоборот: «Пространства, которые гармонируют с образом жизни животных и свободой их обитания». Он назвал это «зоологическим раем». Он стал первым директором зоопарка в мире, который отказался от решеток и заменил их широкими канавами. Вместо мрачных тюремных клеток он установил наружные сооружения и просторные ограждения, а вместо ограждающих решеток, он создал главную привлекательность Стеллингена: «скалистый пейзаж, в котором обитает много разных диких видов животных», прообраз современных зоопарков.
В начале зоопарка был устроен комплекс прудов с водоплавающими и болотными птицами, за ним - невидимая барьерная канава, а затем «средняя часть» с копытными. Затем «панорама хищников».
Главным скульптором зоопарка стал Урс. За 20 марок в день он должен был создавать огромные горы из искусственного камня. Для этого он сначала строил из дерева и железа "скелет", который затем обтягивал проволочной сеткой, потом формировал силуэт, отделывал штукатуркой и дополнял гранитными фигурами, которые тянул к месту назначения рабочий слон. Успех был! Уже в первый год работы зоопарк посетили почти полтора миллиона посетителей, в том числе немецкий император.
После этого Урса пригласил зоопарк Базеля для создания скалы для сурков и ограды для морского льва.
Источник фото -
http://www.zoodirektoren.de/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=15&Itemid=136.
В наши дни в зоопарке Гамбурга установлена мемориальная доска в память об Урсе Эггеншвайлере.
Урс часто нуждался в деньгах. Выгодные заказы то появлялись, то отменялись. Урс не отслеживал четкое поступление авансов и окончательных платежей. После смерти в его доме были найдены сотни нераспечатанных писем. Он часто влезал в долги ради своих животных. Его друг, профессор-геолог Альберт Хайм, неоднократно пытался привести в порядок его финансы. Но Урс этому противился, считая, что таким образом потеряет свою свободу. Часто целыми днями он жил на молоке и хлебе.
Он никогда не был женат. С одной стороны, его считали отшельником и одиночкой, с другой, он был очень добрым и особенно любил детей. В феврале 1886 г. он посадил двенадцать детей на сани и покатился с горы. Внезапно он увидел такси. Он успел сбросить детей, но сам попал под машину, в результате чего получил перелом обеих ног. Скульптор надолго оказался в больнице. Это потребовало больших средств на его лечение и на кормление животных, которые остались дома в его зверинце. Снежный барс нервно ходил туда-сюда, ожидая возвращения хозяина. К счастью, Урс был знаком со многими известными людьми, в том числе с писателем Готфридом Келлером. Хотя он больше любил животных, чем людей, он не был отверженным, он общался с такими известными людьми, как Альберт Хейм, Ричард Кисслинг, Арнольд Беклин и Карл Хагенбек. Они собирали деньги и оплачивали расходы по лечению и госпитализации. Перелом был сложный. В итоге левая нога больше не могла сгибаться и скульптору было сложно ходить.
Урс часто болел, но никогда не жаловался. Наоборот, воспринимал свое состояние с юмором. У него часто были простудные и вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Когда в декабре 1922 г. у него начались сильные приступы проблем с дыханием, он лег в католическую больницу Цюриха. За его заслуги пребывание там было бесплатным. Его окружали такая забота, внимательность, любовь и чистота, о которых он вряд ли когда-нибудь мечтал. Несмотря на опухшие ноги и сильные боли в спине, он намеревался как можно быстрее вернуться к своим зверям. Смерти он не боялся. 8 декабря 1923 г. его глаза закрылись навсегда.
О нем не написали книг, не сняли фильм. Он не так знаменит, как швейцарский писатель Готфрид Келлер. Информация о нем разбросана и часто ее трудно собирать из-за сложного старого немецкого письменного языка.
В Цюрихе его именем названа улица. В 1925 году, в память о великом любителе животных, был назван соединительный маршрут между Лангмауэрштрассе и железной дорогой под названием Eggenschwylerweg. Он также похоронен в этом городе на кладбище Friedhof Nordheim (номер могилы, Grabnummer 84315).
Захоронение Урса. Фото из Википедии.
Самое большое желание скульптора было - открыть в Цюрихе зоопарк с большим пространством для животных. При жизни оно не было реализовано. Сначала оставшихся животных перевезли в зоопарк в Зеебахе (Seebach) в 5 км от центра Цюриха, где о них заботились друзья скульптора. Соседи очень боялись, что животные без присмотра доставят им проблем. Поэтому спустя 2 года временный зоопарк пришлось закрыть, а животных перевезти на 1 км дальше от центра. Их разместили возле ресторана "У старой почты" по адресу Schaffhauserstrasse 510.
20-летняя львица Грета очень страдала от воспалившегося клыка. 20 мужчин схватили ее, надели на лапы наручники и удалили воспалившийся зуб. Двухчасовой наркоз был ненадежным, зуб пришлось вытаскивать медленно и по кусочкам. Это был первый подобный опыт для ветеринарии. К сожалению, эта мера ненадолго продлила ей жизнь и менее чем через пол-года львицу пришлось пристрелить. 9-летний слон Тантор сбежал с территории зверинца и в 5 утра попал под поезд.
В 1925 г. в Цюрихе было создано Общество любителей животных. Они поставили перед собой цель превратить мечты о зоопарке в реальность. 4 года спустя, в сентябре 1929 г. зоопарк открылся. В него попали некоторые животные из зверинца скульптора - медведи и львы Грета и Менелик. Если бы Урс посмотрел на современный зоопарк, он ему, несомненно, понравился бы. Медведя по кличке Урс, попавшего к скульптору с Камчатки, передали в Берн. Он долго там не прожил, поскольку уже был старым.
Ветеринар говорил про него:"Его жизнь причудливым образом сочетала материальное страдание и удовольствие для души". Сестра сказала, что брат стал жертвой своих животных и поблек на фоне четвероногих.
В декабре 2010 г. в Бернском зоопарке родились двое медвежат. Девочку назвали Берна, в честь города, а мальчика - Урс, в честь скульптора Урса и его старого медведя, подаренного когда-то городу.
Использованные материалы:
https://www.nzz.ch/zuerich/kszh-1.18458032,
http://20170305.unterstrass.ch/geschichten/eggenschwyler.html,
https://www.stadt-zuerich.ch/hbd/de/index/hochbau/kunst_und_bau/werke_kub/kub_werke_kr_11/urs-eggenschwyler.html,
https://www.restauro.de/wer-weis-mehr-uber-urs-eggenschwyler/,
http://www.verein-ortsgeschichte-seebach.ch/historisches/tiergarten-ag-seebach/index.html,
https://www.landbote.ch/ueberregional/Der-Hintern-dieses-Loewen-wurde-zum-Aergernis/story/14438652,
http://www.tagblatt.ch/intern/archivtexte/Kunst-fuer-die-Tiere;art222008,320749,
https://www.swissinfo.ch/eng/baby-bears-in-bern-are-talk-of-the-town/8366266,
http://www.th-conservations.ch/fileadmin/user_upload/Dokumente/140400_Restauro_Zuerileu_32-39.pdf,
http://www.weltwoche.ch/ausgaben/2013-33/impresario-im-paradies-die-weltwoche-ausgabe-332013.html,
https://www.wuppertal.de/kultur-bildung/stadtarchiv/fotoarchiv/102370100000467040.php,
https://www.gletschergarten.ch/fileadmin/user_upload/Downloads/Garten/loewendenkmal_2008_d_1.pdf.