Мне тут сделали небольшой подарок - показали войлочного лебедя из погребального кургана. Лебедь создан в V-IV вв. до н.э. Представляете? С 1950-х гг. хранится в Эрмитаже. Мне была интересна техника в которой был выполнен лебедь из цветной шерсти. О невероятной везучести сохранности умолчу.
Фото с сайта Эрмитажа.
И вот
maximus101 прислал ответ:
"Объемная фигурка лебедя выполнена из тонкого разноцветного войлока и набита оленьей шерстью. Туловище птицы сшито из белого войлока, клюв с восковицей и глаз - из черного, а ножки - из красновато-коричневого войлока, и в них вставлены деревянные кольчики. Вероятно, фигурка лебедя с помощью ремешков прикреплялась к деревянному верху колесницы или же украшала погребальный шатер. Древние алтайцы довольно редко изображали птиц. Лебедь символизировал жизнь на земле, в воде и в воздухе, как бы объединяя все три сферы мироздания. Кроме того, мотив сотворения мира лебедем, гусем и уткой известен во многих космогонических концепциях древности".
Полностью его репортаж о сокровищах скифов из коллекции Эрмитажа можно увидеть здесь -
http://maximus101.livejournal.com/140759.html.
И сегодня на лекции Барковой мы разбирали лебедя как мифологическое животное. Это последние 150 лет лебедь стал обладать положительной маркировкой. Всё предыдущее время он относился к миру смерти. На это указывает его белый цвет, возможность передвигаться между мирами (воздухом, землей, водой). Лебединая песнь - последнее что исполняет лебедь перед смертью. Невесту на свадьбе называли лебедушкой (да, раньше слово "лебедь" относилось к женскому роду). Невеста умирала в своей семье как девушка и возрождалась заново как женщина в семье мужа. Лебедей не убивали и не ели. Считалось, что даже невольно увидеть мертвого лебедя - к смерти. Причем не к смерти самого увидевшего, а его родственников, скорее всего детей. Сегодня вспоминали сюжет из "Калевалы", где главный герой должен был выполнить третье задание на проверку силы - убить лебедя на реке смерти. Он погиб, выполняя это условие. Его смогла оживить мать. Т.е. опять видно условие - "убитый лебедь" = "убитый ребенок".
Возвращаясь к древнему войлочному лебедю. Меня удивило, что он набит. Причем не абы какой шерстью, а оленьей. Олень тоже считался животным, способным символически доставить в подземный мир. Но, в отличие от волка, на олене с большой долей вероятности нельзя покинуть этот подземный мир. А волк вытащит. Можно вспомнить русские сказки, где главный герой путешествовал по мирам на волке.
Кого интересует тема славянской мифологии - присоединяйтесь к открытым лекциям профессора Барковой. Они проходят по пятницам в 19:30. Расписание лекций и способы оплаты можно посмотреть здесь -
http://alwdis.livejournal.com/1486749.html. Сегодня был первая лекция на тему символизма животных. Я к этой теме совершенно неровно дышу, что видно по моим войлочным анималистическим работам ))
Весь курс стоит 1300 р.
Следующие лекции:
Низшая мифология
Культ животных, наиболее почитаемые звери. Непривычные особенности зооморфной символики.
Низшие божества. Домовые и русалки в 21м веке.
Ящер, его культ и отражение в былине о Садко.
Высшая мифология
Дискуссия о Роде; Род в современном родноверии. Культ рожаниц; рожаницы в кружевоплетении.
Женские божества - Мокошь и Морена, праздники богинь.
Солнечные боги - Дажьбог и Хорс. Образы этих богов в "Слове о полку Игореве" и вопрос о вероисповедании автора.
Ярила и Русь в эпоху двоеверия.
Перун и Велес, миф об их бое, судьба Велеса в русской науке и неоязычестве.
Былины: негероические богатыри
Мирность русского эпоса на фоне мирового. Образ Микулы и его дочерей. Былина о Василисе и Ставре в сравнении с ирландским сказанием.
Хронотоп русского эпоса. Былина о Дюке как "роман фэнтези". Материальный мир былины.
Былины: Илья Муромец
Эпос как квазиистория; особенности изображения исторических событий.
Илья как архаический герой. Символика былины о Святогоре. Родство героя и врага: Соловей-Разбойник. Илья в современных анекдотах.
Илья как защитник Руси. Былина о бое с Калином в трех вариантах сюжета. "Племянник - это некролог".
Символика былины "Три поездки Ильи Мурома".
Былины: демифологизаия героя
Добрыня как воплощение норм. Былина о бое со Змеем на фоне южнославянских сказаний. Принцип дублирования в эпосе.
Добрыня в противопоставлении Дунаю. Архаические мотивы в "Добрыне и Маринке" и их трансформация.
Алеша как герой-трикстер. Проблема вторичной мифологизации и ее форм.
Вебинары будут проходит по пятницам 24 марта - 21 апреля, 19.30.
Стоимость курса - 1300 рублей (полный), 1000 рублей (льготный). Принадлежите ли Вы к льготной категории - каждый решает сам.
Стоимость отдельной лекции: 300 (льготн. 250) рублей.
Перечисляете деньги на мою карту Сбербанка, в смс-сопровождении указываете мэйл для подключения к вебинару. Кто не знает/потерял мой номер карты - пишите письма, вышлю.
Доллар, гривна, евро - пишите письма, вышлю счет (кроме мэйла и банковской карты ничего не нужно!).