Дорога из Вроцлава в сторону Чехии. Состояние польских зимних дорог.

Mar 31, 2015 11:17

Этот пост мне хочется посвятить организации дорог в Польше. Евросоюз финансово помогает с ремонтом и постройкой новых дорог. Но и сами поляки любят жить в чистоте и поддерживают порядок на улицах города, на местных дорогах и на трассах.

Вы можете увидеть как быстро строятся магистрали по всей стане на этой интерактивной карте - http://ssc.siskom.waw.pl/eng.html. Она регулярно обновляется.





В Польше автодороги делятся на несколько категорий: национальные, провинциальные, районные и коммунальные. От этого распределения зависит оператор, ответственный за надлежащее техническое обслуживание дорог. Он называется "дорожный менеджер". В зависимости от категории дорог он называется по-разному: Генеральный директор по делам национальных дорог и автострад, совет провинции для провинциальных дорог, графство совета для графства дорог, мэр или президент города.

Генеральный директор по делам национальных дорог и автострад заключает контракт с компаниями о строительстве и эксплуатации дорог.

В 1996 г. был принят Закон о взимании оплаты с дорог (с поправками 2008 г.), в котором оговариваются условия поддержания чистоты и порядка в коммунах. Зимой в эти обязанности входит поддержание чистоты и порядка на дорогах общего пользования: избавление от грязи, снега, льда и другого мусора с тротуаров, взимание платы за парковочные места на тротуарах.Чистоту улиц регламентируют и Совет европейских муниципалитетов, и органы местного права. Ответственность за чистоту улиц и тротуаров несут и собственники домов, и арендаторы.

Если по вине менеджера общих дорог произошла авария, то он несет ответственность за неисправность дороги. Конечно, бывают внезапные изменения погоды, когда резко холодает и образуется лед, или когда обрушивается сильный ливень. Если администратор, собственник или менеджер дорог оперативно сделали все возможное со своей стороны для поддержания чистоты и безопасности дороги, то суд это учитывает. Можно временно поставить дорожный знак снегопада. Но это экстренная мера. Поэтому ответственные за дорогу выходят на уборку дорог при первой же возможности, сразу. На них лежит обязательство принимать все разумные меры.

Например, в соответствии с Правилами Мазовецкой провинции (г. Радом), первая категория дорог (национальные дороги) должны быть очищены от снега в течение 4 часов после прекращения осадков, вторая категория дорог (областные и районные) - в течение 8 часов.

Тротуар должен быть чистым рядом с двором, садом, изгородью. За этим следят и собственник, и муниципальные органы. Специальные администраторы следят за вывозом снега и льда с тротуаров и дорог. Бордюр и рельсы должны быть чистыми.

Арендаторы магазинов, кафе, киосков должны следить за безопасностью своих клиентов и вовремя удалять рядом со входом снег, слякоть и воду после таяния. Также собственники должны удалять с крыш снег, сосульки, лед. Так проявляется беспокойство за жизнь и здоровье клиентов.

Если из-за грязи на парковке произойдет авария, то ответственность ляжет на администратора этой парковки.

Источник - http://www.rzu.gov.pl/porady-sezonowe/Odpowiedzialnosc_za_utrzymanie_drog__chodnikow__nieruchomosci___praktyczne_wskazowki_w_dochodzeniu_roszczen_za___zimowe___2509



Стоимость бензина во Вроцлаве в январе 2015 г.



Ги де Мопассан в своем романе "Монт-Ориоль" очень точно подметил необходимость отличных дорог:

"Главный врач подхватил:

- Вы знаете, они вчера закрыли свое казино. Никто туда не ходил.

- Знаю. Да и у нас народу не густо. Все сидят по своим гостиницам. А в гостиницах скучно, дорогой мой. Надо забавлять, развлекать больных, устроить им такую приятную жизнь, чтобы сезон показался слишком коротким. А вы посмотрите, кто тут бывает по вечерам - только те, кто живет в отеле «Монт-Ориоль», потому что он рядом. Остальным не хочется выползать из гостиниц. А какая тому причина? Дороги. Весь вопрос в дорогах. Вообще успех всегда зависит от незаметных, как будто ничтожных причин. Только надо найти их. Дороги к месту приятного времяпрепровождения сами должны быть приятными, быть, так сказать, вступлением к ожидающим тебя удовольствиям.

А что за дороги ведут к нашему казино? Отвратительные дороги! Камни, бугры, ямы! Это до того утомительно. Ведь если у человека мелькнет мысль: «Пойду туда-то», и дорога к этому месту ровная, широкая, днем тенистая, вечером не беспокоит крутизной, - на нее невольно потянет и в другой раз. Если б вы знали, как крепко хранит тело воспоминания о множестве ощущений, которые ум не считает нужным запечатлеть! Мне думается, именно так создается память у животных! Идете вы, например, в знойный день по дороге, не укрытой деревьями, натрудили себе ноги, шагая по плохо утрамбованному щебню, поднимаясь по крутому откосу, - и у вас возникает непреодолимое, чисто физическое отвращение к такому пути, хотя вы шли по нему, думая совсем о другом. Вы весело болтали с приятелем, не огорчались мелкими неудобствами дороги, ни на что не смотрели, ничего не отмечали в памяти, но ваши ноги, мышцы, легкие, все ваше тело не забыло этих тягостных ощущений, и когда ум пожелает направить вас по той же дорожке, тело сразу скажет ему: «Нет, не пойду, мне там было очень неприятно». И голова без рассуждений подчинится протесту своих сотоварищей, которые несут ее.

Итак, нам нужны хорошие дороги, и, стало быть, нам нужны участки этого упрямого осла, дядюшки Ориоля. Но погодите… Да, кстати, Ма-Руссель купил дачу на тех же условиях, что и Ремюзо. Пришлось пойти на эту маленькую жертву, зато она окупится сторицей."

Справа видет "карман" для автобусной остановки.



Во Вроцлаве грязную воду с крыш не выводят под ноги пешеходам. Она сразу уходит по закрытым трубам в подземные водостоки.



Зимой в Польше дороги посыпают солью, песком и соле-песчаной смесью.

Особенно внимательно соле-песчаной смесью посыпаются опасные участки дороги:

- Пересечение дорог,

- Узлы железнодорожных линий,

- На участках склона 4%,

- Автобусные остановки.

Да, иногда после сильного снегопада или в оттепель приходится использовать химические противогололедные реагенты.

От дорожной соли (хлорида натрия) все чаще отказываются не только экологи, но и автомобилисты, и дорожно-транспортные рабочие. Соль разрушает кузов автомобиля, мощения дорог и тротуаров, металлические детали, например, рельсы. Хлорид натрия, если его использовать с избытком, способствует повышению солености почвы, что приводит к гибели растений. Тонны соли на дорогах способны разрушить наши ботинки и брюки.

В некоторых городах решили использовать хлорид кальция или хлорид магния. Они не повреждают дорожное покрытие и не оставляют характерные для соли белые пятна. Кроме того, менее вредны для растений. Тем не менее, они не являются абсолютно безопасными для окружающей среды, особенно при использовании на больших площадях.  Есть разница в цене этих двух препаратов.  Хлорид натрия по сравнению с ними намного дешевле, и поэтому, к сожалению, широко используется.

Что можно использовать в качестве экологической уборки улиц?

Песок и гравий. Они не растворяют снег, но делают дорогу менее скользкой. Водителям при этом нужно быть более внимательными на дороге и держать большее расстояние между машинами, поскольку увеличивается риск летящих гравия и песка из-под колес. Использованный песок останется лежать на дорогах до весны, позже его уберут. Но грязь не будет вредить растениям.

Да, песок не борется с обледенением и с большим количеством выпавшего снега, но в этом случае усилия сосредотачиваются не на очистке дороги до черного асфальта, а на устранении возможности заноса.

Собственник обязан убирать тротуар, который идет вдоль его собственности. Неважно, жилой это дом или земля, живет там в данный момент кто-то или нет. Можно за плату переложить эту ответственность на местный муниципалитет. При этом убирают грязь, снег, лед, мусор.

Источник - http://ekolia.pl/odsniezone-i-czyste-drogi-zima-a-co-ze-srodowiskiem/

Выезд из Вроцлава. Спальные районы на окраине города.


Вот пример летних и зимних правил содержания дорог в г. Гнезно, первой столице Польши.

Зимние правила чистоты дорог действуют с 15 ноября по 31 марта. Соответственно, в остальной период используются летние правила чистоты дорог.

Что входит в Летние правила:

- Механическая уборка полос дорог 3 раза в неделю. Механическое подметание и мытье тротуара 2 раза в неделю. Механическое подметание и мытье обочины шириной 1,5 м один раз в месяц.

- Механическая уборка и мойка автобусных карманов возле остановок 2 раза в неделю.

- В жаркие дни по просьбе работодателя распыление воды на проезжей части улиц.

- Ручная уборка широких тротуаров, лестниц и т.д. 3 раза в неделю. Ручная уборка парковочных мест раз в неделю.

- Очистка уличных корзин для мусора 5 раз в неделю. Каждые 2 недели происходит обеззараживание корзин.

В соответствии с Зимними правилами:

- Очистка дорог от снега по всей длине. Противогололедными реагентами посыпают только перекрестки, ж/д пути, участки с уклоном более 4%, автобусные остановки и другие места, обозначенные администратором дороги.

- Ручная ежедневная уборка тротуаров и пешеходных переходов, скверов и т.д.

- Вывоз снега с проезжей части и с мест остановок автобусов.

- Вывоз снега с парковочных мест платной парковочной территории (парковочные тротуары, автопарковки). В период постоянного снегопада и при толщине снега более 10 см. в течение 24 ч. снег с платных парковок вывозится чаще, вне оговоренных правил.

- В проливной дождь, в снег, уборка улиц производится чаще, по указанию заказчика. После сильного дождя рыхлый снег нужно убрать в течение 2 часов, слякоть - в течение 4 часов. Лед, иней и гололедицу убирают с дороги в течение 3 часов.

- Профилактика гололедицы на дорогах, разбрасывание 25% смеси гравия и соли или соли в опасных местах.

- После окончания зимнего периода (с 1 по 10 апреля) проводится очистка коммунальных стоков, механическая уборка дорог, ручная уборка тротуаров (вымывание всей поверхности большим потоком воды).

- После очистки дорог до 20 апреля производится очистка бордюров шириной 1 м с каждой стороны дороги.

Источник - http://gniezno.eu/strona32wqf435ge/content/view/6161/282/

Во Вроцлаве зимой наравне с тротуарами в чистоте содержатся и велодорожки. В качестве противогололедного реагента используется соле-песчаная смесь, где:
0,4 % хлорида натрия (самого вредного вещества)
3% хлорида магния
19% хлористого кальция
остальное - песок.

Мы выехали из Вроцлава. Так выглядит трасса из города. По правилам безопасности стоят бетонные отбойники. Проводов между столбами нет.



Для сравнения: так выглядит выездная дорога из Москвы (Пятницкое шоссе). Отбойников нет.



На достаточном расстоянии от Вроцлава находятся Леруа Мерлен и Ашан. 3 января, никто особо за покупками не спешит. Много свободных мест. По сравнению с Москвой удивительная пустота.



Выезжаем на трассу. Через 3 часа будем на границе с Чехией.
Отличное покрытие дорог, в темное время очень помогают защитные элементы от встречных фар. Дорога чистая, сухая и ровная. Светоотражающая разметка позволяет комфортно управлять машиной в темное время суток.  Светоотражающие элементы на отбойниках на своих местах и очищены от грязи.



Для сравнения равная по важности трасса Москва-Питер. Отбойников по центру нет. Ночью из-за качества покрытия и из-за ремонта дорога становится опасной.



А как обстоит зимняя уборка улиц в других странах?
Нашла статью "Антигололедные реагенты. Опыт других стран."

Скандинавские страны начали цивилизованно бороться со снегом в конце 19 века. Большей частью они закупали смесь в Финляндии и в России, но часто пытались внести свои коррективы, которыми до сих пор является отказ от любых смесей (то есть эксплуатацию дворников с лопатами) или замена песка с солью на жидкий кипяток с солью.

В некоторых странах Северной Европы, где использование солей в борьбе с гололедом ограничено, мраморная и гранитная крошка в особом почете. Например, в самой Финляндии ее весной собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют, а следующей зимой используют снова.

Большая часть Европы солит дороги с песком, некоторые концентрированными водными растворами соли. Или с малым количеством песка, замещая его водой.
Норвегия пошла другим путем - там тротуары "подогреваются". В этой стране теплокоммуникации прокладываются прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому ни снег, ни лед на них не задерживается, а тает. Кроме того, норвежские ученые после многочисленных экспериментов пришли к выводу: для того, чтобы на дороге дольше не появлялся лед, ее надо поливать горячей водой с песком. Песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем раскидывается по дороге. Горячая вода мгновенно подтопляет лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу.
В Австрии и Швейцарии порой применяют реагенты типа хлористого кальция и магния, а также смесь песка и мелкого щебня.

В некоторых других странах Европы сами дороги обладают антигололедным эффектом - в асфальт добавляется особый компонент, который предотвращает образование гололеда и облегчает чистку дорог, пишет "Новый Портал".

В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают фрикционными материалами - смесью песка и мелкого щебня.

В Германии используют магний, в США - хлористый кальций. Власти городка Энкени в американском штате Айова решили применить на дорогах чесночную приправу.

Как пишет портал auto.newsru.com, в Энкени на протяжении нескольких дней шел сильный снегопад, и запасы реагентов быстро подошли к концу. Тогда в местную управу поступил звонок от руководителей компании-производителя сухих приправ "Тонс". Дело в том, что на складах фирмы образовался резерв просроченной чесночной соли, и вместо того, чтобы уничтожить товар, владельцы компании предложили пустить его в дело - совершенно безвозмездно. Как оказалось, чесночная приправа спасает от гололеда не хуже других средств.

Для борьбы с гололедом в США идут даже отходы ликеро-водочного производства, сообщает портал "Состав.Ру". Оказалось, что сахаристая субстанция, остающаяся после изготовления спиртного, значительно усиливает действие соли, которой коммунальные службы посыпают заледеневшие дороги. Если опрыскать соль сиропом, то она крепче прилипает к дорожной поверхности и до конца расходует свой потенциал.

Интересное изобретение было сделано в Венгрии. Один химик обратил внимание на пруд возле завода по выпуску водки: водоем, куда сбрасывали "ненужные остатки", зимой не замерзал. Тогда-то химика и осенило: чтобы сделать лед более податливым, его нужно не только посолить, но и "подпоить" сиропом.

Американская компания-производитель противогололедной ликеро-водочной соли подчеркивает, что их продукт настолько экологически чист, что его можно употреблять в пищу. К тому же для обработки зимних дорог ее требуется гораздо меньше, чем простой каменной соли. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что ее чудодейственные средства сильно преувеличены. Другие жалуются, что после применения этого средства на улицах воцаряется сильный запах патоки.

Источник - http://www.gololed.ru/reagents/istoriya_protivogololyodnih_reagentov/

Разумеется, по чистым дорогам ездят чистые машины.



3 января. За окном настоящая весна. Или осень. Кругом распаханные поля, где уже (или еще?) что-то растет. Заброшенных земель нет, все свободные площади используются под сельскохозяйственные нужды.



Вдалеке от магистрали видны польские деревушки. Конечно, через середину деревни трасса не проходит (как это принято в России). Дома на юго-востоке Польше, ближе к горам, богаче домов на северо-востоке, ближе к границе с Беларусью. Здесь у домов гораздо чаще будут высокие угловатые крыши, а стены будут выкрашены в яркие цвета.



Через магистраль проходят мосты второстепенных дорог. Опасных перекрестков нет, пешеходных переходов, светофоров нет, скорость не теряется.



Т.е. такого безобразия, как пешеходный переход на трассе Москва-Питер, на магистралях стран ЕС не будет.



Приятно видеть, что в польских деревушках часто организовано небольшое производство. Работают с керамикой, с металлом, с камнем, делают черепицу, строительные материалы. Т.е. работа есть.



В крупных деревнях можно встретить костелы. Поляки очень религиозны. Костелы будут старыми или новыми, но всегда в отличном состоянии.



Здесь хорошо видна степень поддержания чистоты дороги. Никакой грязи на светоотражающих элементах, отличная разметка, буквально сияющая в ночи.  Это местная дорога в сельской местности, по одной полосе в каждую сторону.



Вдалеке уже виднеется горный массив Судеты. Его самая высокая точка 1602 м (гора Снежка в массиве Карконоше).



Кругом распаханные и работающие поля. Это настоящий аграрный край.



Вдоль дорог тянется канавка и нет никакого желания "постоять на обочине".



Сельскохозяйственные поля принадлежат Вроцлаву.



Въезжаем в очередную деревеньку.

По данным ООН, в Польше в 2007 г. в городах проживало 61,3% населения (в России 72,8%, т.е. деревни откровенно вымирают).

По количеству населения Польша занимает 6 место в Евросоюзе (данные на 2011 г.). На 1 кв. км приходится 122 жителя (приблизительно как в Московской области, но по всей России на 1 кв. км приходится 8,4 жителя). Численность городского населения постепенно снижается, люди переезжают жить в деревни. Но также сыграл тот фактор, что с момента вступления Польши в Евросоюз (2004 г.) каждый год из Польши в страны ЕС начали уезжать 15 000-25 000 человек. В конце 2004 г. из Польши уехали 750 000 человек, а через 3 года число польских иммигрантов стало в 2,5 раза больше. Потом отток из Польши стал сокращаться, все, кто хотел, уже уехали. Предпочитали Великобританию, Германию и Ирландию (почти как эстонцы после вступления в ЕС).

Из статьи за август 2014 г. "Поляки возвращаются в деревню" - http://polomedia.ru/news/tradicii/polyaki-vozvrashchayutsya-v-derevnyu

"Консервативная Польша сумела сохранить бережное отношение к земле, а потому стране удалось избежать массового исхода жителей деревни в города. Пустые дома в сельской местности - из ряда вон выходящее явление, о брошенных деревнях и речи не идет. Но все же еще недавно многие воеводства фиксировали отток деревенских жителей в города.

Сейчас же всё чаще те, кто уехал в город, и те, кто в городе родился, обращают взор в сторону деревни. Всё отчётливее в понимании городских жителей земля ассоциируется с радостью, с прекрасными пейзажами полей, засеянных золотистой пшеницей, - как антипод бетонных джунглей, наполненных душным воздухом. Согласно последним исследованиям рынка недвижимости, проводимым различными организациями в Польше, все больше жителей больших городов стремятся уехать жить в деревню. Через 20 лет уже каждый 5-й житель крупной агломерации переселится в сельскую местность - таков прогноз статистического центра Центрального управления статистики Польши. По оценкам специалистов, отток населения ждет 15 воеводских городов, среди которых, например: Кельце, Лодзь, Катовице и Быдгощ."



Нашла несколько карт, которые позволяют понять экономическое и демографическое состояние Польши.

Распределение населения в Польше:



Больше всего людей проживает на юге и меньше всего на северо-востоке и северо-западе. Это связано с экономическим развитием страны, которое сосредоточено в Центральной и Южной Польше. Особенно выделяется Катовицко-Краковский регион и такие крупные города, как Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань.
На севере, где в начале 1990-х годов закрылись многие производства, безработица достигает 30%. Неудивительно, что люди стремятся покинуть те места.

Эта карта показывает сальдо миграции в Польше.
Красным цветом отмечены самые популярные местности для переезда. Люди часто оставляют крупные города чтобы жить в более спокойных и дешевых пригородах. Хотя далекие области не популярны для переезда (обозначены темно-синим цветом).



Соотношение между городским и сельским населением в Польше.

За последние 50 лет доля городского населения увеличилась в 2 раза (красный цвет). Люди в поисках лучшей жизни едут в города. Это глобальная тенденция.

Особенно высокие темпы прироста городского населения сохранялись до конца 70-х годов. Всему виной широкая реклама успешной городской жизни, интенсивное развитие промышленности. Позже эта миграция значительно ослабела, а в последние годы ситуация перевернулась точно наоборот - люди покидают города и переезжают в ближайшие сельские районы.



Степень урбанизации в Польше.

Хорошо видно, что на западе Польши сосредоточено городское население, а на востоке - преимущественно сельское. Это связано с историческими условиями: земли, лежащие под властью Пруссии, выиграли от развития всего германского государства, а земли, расположенные на периферии России, остались без внимания. Много небольших городов были понижены до статуса деревни.



Источник замечательных карт - http://www.wiking.edu.pl/article.php?id=269



Почва и благоприятный климат в регионе Вроцлава способствуют развитию сельского хозяйства и получению высоких урожаев.
Климат Нижней Силезии более умеренный по сравнению с остальными регионами Польши. Силезская низина отличается мягкой зимой, а в горных, южных районах воеводства зимы, наоборот, самые суровые, с обильными атмосферными осадками.



Зимние каникулы в Чехии
(Беларусь-Польша-Чехия, январь 2015)

Дорога по Беларуси и Польше. Прохождение границы.
Дорога через Лодзь до Вроцлава.
Прогулка по вечернему Вроцлаву и знакомство с его военной историей
Утренняя прогулка по Вроцлаву. Храмы, гномы, паб-бункер и паб-тюрьма.
Утренняя прогулка по Вроцлаву. Храмы, Ратуши, средневековые дома и пивные. И немного про эхо войны.

Дороги, Польша

Previous post Next post
Up