Библия: книга парадоксов (часть 2)

May 12, 2014 21:28




Окончание статьи. Начало здесь.
--------------------------------------

IIΙ. Неизбежность парадоксов

Есть две причины, которые делают наличие парадоксов неизбежным явлением. Первая из них заключается в Боге, а вторая в человеке.

1. Бог безграничен

Первая причина, определяющая неизбежность парадоксов - это Божья безграничность. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9).

Внимательно рассматривая парадоксы Писания нетрудно заметить, что каждый из них имеет
в своей основе те или иные качества Бога, которые кардинальным образом отличают Его от человека. Практически во всех случаях это такие Божьи атрибуты как всемогущество, всезнание, всевластие, вездесущность и вечность. Каждый из них снова и снова подчёркивает абсолютную безграничность Бога в способностях, знаниях, власти, пространстве и времени. Все они не доступны для полного понимания, что и делает парадоксальными в человеческих глазах те действия и явления, которые ими порождаются.

Апостол Павел имеет в виду подобную непознаваемость Бога, когда говорит, что «Дух все проницает, и глубины Божии», а затем добавляет: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-12). В конце продолжительного рассуждения о великом Божьем плане спасения Павел вдруг восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Уэйн Грудем замечает: «Он бесконечен, поскольку не подвержен ограничениям, которым подвержен человек или все творение в целом. Он более велик, чем все, что Он сотворил, гораздо более велик, чем все, что существует помимо Него Самого»[1].

Об этом же рассуждает Пакер: «В любом случае не следует удивляться, встретив загадки такого рода на страницах Слова Божьего. Творец непостижим для Своего творения. Бог, Которого мы смогли бы полностью понять и Чье откровение о Себе не озадачивало бы нас никакими тайнами, был бы человекообразным Богом, т. е. Богом воображаемым, а не таким, каким мы видим Его в Библии»[2].

2. Человек ограничен

Второй причиной, делающей наличие парадоксов неизбежным, является человеческая ограниченность. Неспособность человека исчерпывающе познать Бога и Его действия является не результатом грехопадения, существенно исказившего человеческую природу, а изначальной характеристикой человека как творения. Творение по умолчанию лишено возможности обладать безграничными совершенствами Творца: в отличие от Бога человек ограничен в своих способностях, в своих знаниях, в своей власти, а также перемещении во времени и пространстве.

Когда Бог в череде вопросов напомнил Иову о его неспособности встать рядом с Ним, то ветхозаветный праведник воскликнул: «Вот, я ничтожен» (Иов 39:33-34). Псалмопевец, размышляя о восхитительных делах Божьих, свидетельствующих о безграничных качествах Самого Бога, вопрошал: «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4-5). Исаия, размышляя о незначительности народов пред лицом Божьего величия и могущества, писал: «Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис. 40:17).

Возможно, если бы птицы могли рассуждать, то задавались бы таким вопросом: «Почему, когда люди откуда-то падают, они не начинают махать двумя своими крыльями и лететь, а обязательно заканчивают своё падение и ударяются?» Подобно этим птицам, люди склонны мыслить и судить обо всём происходящем вокруг лишь в той системе координат, которая им известна. Однако Бог существует и действует в совершенно иной плоскости, знание которой не доступно ограниченному человеческому разуму. И это делает парадоксы неизбежной издержкой попыток человека постигнуть непостижимого Бога.

IV. Уроки парадоксов

Уже было отмечено, что парадоксов в Библии настолько много и они лежат в основе таких значимых доктрин, что просто невозможно быть христианином и не соглашаться с фактом их наличия в библейском учении. Признав же данный факт, верующему человеку необходимо последовательно принять и все те выводы, которые из этого следуют. Чему же учат парадоксы?

1. Библейские парадоксы учат доверять Библии. Читая Писание и встречая что-то противоречивое, не стоит пугаться и спешить сомневаться в истинности Божьего Слова. В такие моменты нужно не терять веру в уникальные качества Писания, а, наоборот, видеть в наличии парадоксов прямое доказательство им. Само присутствие в Библии парадоксов, основательно и органично вплетённых в канву её повествования, свидетельствует, что до конца не познаваемый Бог имел непосредственное участие в её создании.

Джеймс Пакер учит правильному отношению к парадоксам: «Как же разобраться с парадоксами? Их нужно просто принять. Не следует считать кажущуюся несообразность реальным противоречием, положения парадоксов надо воспринимать не как борющиеся противоположности, а как дополняющие друг друга истины. Следует быть осторожным в обращении с ними и не делать на основании одного положения выводов, идущих вразрез с другим (такие выводы, следовательно, не являются верными). Необходимо оставаться в рамках сферы применимости каждого положения (т.е. в области, ограниченной доказательствами, на которых строится утверждение). Определите, какова связь между двумя истинами и сферами их применения, и научитесь воспринимать реальность так, чтобы в ней мирно сосуществовали оба положения парадокса, помня, что они оба являются её частью»[3].

2. Библейские парадоксы учат останавливаться в познании действительности там, где останавливается Сам Бог. Если Он пожелал сказать лишь отчасти и не рассеять появляющегося внешнего напряжения, не стоит делать это за Него.

Пакер объясняет причины неудовлетворённости парадоксами и неудержимое стремление их разрешить: «Главная причина та же, что и во многих других случаях заблуждения в церкви, - тяга к рационализму и нежелание признать существование тайного, не желание позволить Богу быть умнее человека. В результате этого Писание подчиняется мнимым запросам человеческой логики. Люди видят, что Библия учит ответственности человека за свои поступки, но они не видят (человек этого и не может видеть), как это согласуется с абсолютной властью Бога над поведением человека. Они не могут допустить, что эти истины могут быть верными одновременно, как об этом учит Библия. В попытке отстоять библейское учение об ответственности человека им приходится отвергать другое, не менее библейское и истинное учение о всевластии Бога, искажая при этом значительное число мест в Писании, в которых об этом учении говорится. Желание упростить Библию, сделав ее полностью понятной, естественно для нашего падшего ума, поэтому не удивительно, что даже образованные люди могут стать его жертвами»[4].

Библейские парадоксы напоминают, что разум не может превозноситься над Писанием - разум должен быть Ему подчинен. Парадоксальность Библии ставит твёрдые границы для стремления к полной рационализации веры. Опасно забыть, что в богословской системе, призывающей к вере, должно оставаться место для веры - она не может быть абсолютно логичной.

Пакер признаёт: «Все это легко на словах, на деле же значительно труднее. Наш разум не расположен к парадоксам. Нам проще, когда всё аккуратно упаковано и разложено по полочкам и нет никакого намека на загадочность или таинственность. Отсюда и желание избавиться от парадоксов запрещенными способами: подавить и отвергнуть одну истину, или ради другой, или ради сохранения стройности богословской системы. У нас есть искушение через усиленное утверждение одной истины сузить или исказить смысл другой: преподнести учение об ответственности человека так, что при этом исключается возможность всевластия Бога, или преподать учение о всевластии Бога так, что при этом не остается места для ответственности человека. Обеих ошибок надо остерегаться»[5].

Остерегаться этих ошибок учит и история церкви. Её пример доказывает, что стоит только попытаться разрешить какой-то парадокс, как неизменным итогом будет рождение заблуждения. Сегодня уже трудно найти какое-то парадоксальное учение Писания, которое не было атаковано подобными попытками и не имеет двух ключевых ложных взглядов, отражающих стремление оттенить ту или иную сторону кажущегося противоречия.

Пытаясь решить парадокс воплощения Христа, одни отдают предпочтение Его человеческой природе (арианство, например, представляет Христа в качестве первой личности, которую сотворил Бог), другие больше предпочитают Его божественную сущность (докетисты учили, что Христос является Богом, а человеком Он лишь кажется). Сводя мосты в парадоксе Троицы кто-то склонен представлять одного Бога, являющегося одной личностью (модалисты, например, видят в Отце, Сыне и Духе лишь разные формы проявления одной и той же личности), другие же говорят о трех личностях, являющихся, соответственно, тремя богами (троебожие). Попытка разрешить парадокс будущего также порождает два ошибочных направления: одни делают акцент на человеческой свободе (современное учение открытого теизма, например, будучи самым последовательным среди всех подобных начинаний, даже утверждает, что Бог не знает будущего), другие же чрезмерно акцентируются на Божьей суверенности (фатализм). Стремясь примирить истины парадокса благовестия, одни абсолютизируют участие Бога (крайний кальвинизм, например, полагает, что раз Бог в любом случае спасёт всех избранных, то христианам не стоит заботиться о благовестии), другие же поступают обратным образом и абсолютизируют участие человека (прагматизм учит, что благовестник несёт прямую ответственность за обращение человека). К несуразностям приходят и те, кто пытается разрешить парадокс создания Писания: либеральные богословы, чрезмерно выделяя человеческое авторство Библии, лишают её тех уникальных характеристик, которыми она отличается от любой другой книги (непогрешимость, безошибочность, авторитетность, достаточность), оттеняющие же божественное авторство делают её книгой, в той или иной степени недоступной для человеческого понимания (антиинтеллектуализм). Таким образом, согласие с парадоксальностью Писания является прививкой от множества заблуждений и ересей.

Однажды Чарльза Сперджена попросили примирить две истины одного парадокса. «Не стал бы и пробовать, - ответил он, - мне незачем примирять друзей».

3. Библейские парадоксы учат не подходить к Библии избирательно. Формируя личное богословие, факт наличия в Библии парадоксов предостерегает быть чрезмерно поспешным и, в итоге, упустить какие-то тексты, вносящие значимые дополнения в общую картину. Опасность, как непреднамеренной избирательности, так и намеренной, невероятно велика, так как в итоге способна привести к множеству убеждений, далеко отстоящих от подлинного учения Священного Писания. Одна из причин в том, что парадоксов в Библии настолько много, что практически все разделы богословия содержат в себе хотя бы одно парадоксальное утверждение: библиология (парадокс создания Писания), собственно богословие (парадокс природы Троицы), христология (парадокс воплощения Христа), пневматология (парадокс вездесущности), сотериология (парадокс обращения), антропология и хамартиология (парадокс освящения), эсхатология (парадокс будущего, парадокс божественных пророчеств), экклессиология (парадокс благовестия, парадокс молитвы). Как видно из этого перечисления, любой здравый учебник систематического богословия, по сути, будет представлять собой антологию парадоксов.

В Псалме 118:160 сказано: «Основание слова Твоего истинно». Древнееврейское слово ראש, которое в синодальной версии переведено как «основание», имеет также значение «совокупность». Таким образом, перевод может выглядеть следующим образом: «Совокупность Твоих слов - истина». В случае такого значения данного слова смысл утверждения псалмопевца заключается в том, что слова Божьи истинны не только по отдельности, но также и все вместе, в целом. При восприятии всех слов Писания вместе их «совокупность» также будет «истиной». В Писании не может быть внутреннего противоречия точно также, как его не может быть в Боге.

«Нос человека, - говорил Сперджен, - является выделяющейся частью на лице, но его можно изобразить столь большим, что глаза, рот и другие части лица будут отодвинуты на задний план и получится не портрет, а карикатура; так и некоторые важные евангельские истины можно чрезмерно выделить, и тогда все остальные потеряют свое великое значение»[6].

Немало современных богословских проблем и затянувшихся теологических споров мгновенно разрешатся и утихнут, стоит только признать факт парадоксальности Библии и последовательно принять все те выводы, к которым он приводит. Именно избирательный подход к Писанию и нежелание согласиться с определёнными библейскими парадоксами лежит в основе споров между кальвинистами и арминианами, между фундаменталистами и представителями исторической критики, между приверженцами библейской философии служения и сторонниками человекоцентричных принципов экклессиологии и миссионерства. Согласие же с парадоксами способно послужить миру и единству среди детей Божьих. А обеспечит это единство последовательное изучение и проповедование всей Библии.

Тем же, кто уже признаёт парадоксальность библейского учения, однако не готов принять все парадоксы, перечисленными выше, важно задать себе вопрос: «Почему я соглашаюсь с частичным пониманием одних истин, изложенных в Писании, и не желаю смириться и признать частичное понимание других, изложенных всё в том же Писании? Почему я спокойно принимаю кажущуюся противоречивость между истинами учения о Троице или природе Христа, но не желаю согласиться с такой же кажущейся противоречивостью, например, между истинами о Божьем избрании и ответственности человека?» Согласившись с парадоксальностью Писания, необходимо проявить последовательность.

4. Библейские парадоксы учат благодарить Бога за откровение. Если даже держа в руках эту книгу так много людей не желают принять её парадоксальных учений, то в какой тьме неведения пребывало бы человечество, если Господь не захотел открыть эти истины. Каждый христианин, открывая Библию, должен быть благодарным Богу за неё!

5. Библейские парадоксы учат благовествовать только с Библией в руках. Проповедуя неверующим людям библейское учение, христиане, по сути, нередко призывают их поверить в то, что идёт вразрез с человеческой логикой. И Библия, в данном случае, является единственным авторитетным доказательством, что все эти внешне противоречивые утверждения на самом деле являются правдой.

6. Библейские парадоксы учат утверждать людей в авторитете Писания. Этот урок напрямую связан с предыдущим. Даже верующие люди, сталкиваясь с библейскими парадоксами, нередко испытывают сложность, чтобы легко их принять. И в случае, если авторитет Священного Писания в их глазах не высок, велика вероятность, что они начнут спорить и не соглашаться с библейскими утверждениями, стараясь рационально объяснить то внешнее противоречие, с которым они столкнулись. Однако, чем большим авторитетом Библия будет для них являться, тем с большей легкостью они смиряться перед тайнами Писания и примут их такими, какие они есть.

7. Библейские парадоксы учат смирению. Есть вещи, которые человек видит, которые наблюдает, но которые не может объяснить. Это яркое, Богом данное, напоминанием о человеческой ограниченности и слабости. Встречаясь с кажущимися противоречиями Писания, верующий должен вспоминать, что он не всё может понять, и, как следствие, устремиться к тому, чтобы думать о себе ниже. Тайны призывают смиряться перед ними.

8. Библейские парадоксы учат поклонению. Этот урок вытекает из предыдущего. В нашем разуме не сходятся все эти составляющие парадоксов, однако в разуме Божьем они сходятся также чётко, как собранная мозаика. Бог имеет ответы на все эти вопросы, в Его разуме всё прекрасно соотносится. А это значит, что Он выше и превосходней нас. Следовательно, Он достоин нашего поклонения.

Эту практическую пользу парадоксов замечает Грудем: «Для нас в духовном плане даже полезно открыто признавать, что сущность Бога настолько велика, что мы не можем охватить ее разумом. Это смиряет нас пред Богом и поощряет нас поклоняться Ему всем нашим существом»[7].

9. Библейские парадоксы учат терпению. Так как парадокс это то, что невозможно понять, стоит проявлять терпение к тем, кто по каким-то причинам пытается это сделать и на каком-то этапе даже думает, что всё понял. Веря в освящающую работу Духа Святого в сердце таких людей и в прогрессирующий духовный рост в их жизни необходимо быть снисходительным и терпеливым к ним, ожидая того времени, когда они согласятся и признают, что вопросы, являющиеся частью библейских парадоксов, не могут быть до конца поняты человеком.

10. Библейские парадоксы учат сбалансированному мышлению и жизни. Рассматривая библейское учение по вопросам, представляющим собой парадоксы, верующие вынуждены постоянно стремиться к балансу в их теоретическом осмыслении, а также к балансу в тех практических выводах и действиях, которые будут вытекать из данной теории. Таким образом, честно изучая вопросы парадоксов и стремясь избегать крайностей в постижении библейского учения, христиане будут избавляться от крайностей и в своей практической жизни, которая выстраивается на основе этих учений.

Итак, Библия является книгой парадоксов. И этот факт ещё больше подчёркивает её уникальность. С пониманием парадоксальности Писания верующий человек должен начать еще больше его ценить, а в своём сердце исполниться еще большим трепетом, благоговением и любовью к этой богодухновенной книге.

_____________________________

[1] Грудем У. Систематическое богословие. С. 171.

[2] Пакер Д. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. С. 26.

[3] Пакер Д. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. С. 24.

[4] Пакер Д. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. С. 17-18.

[5] Пакер Д. Проповедь Евангелия и всевластие Бога. С. 26-27.

[6] Сперджен Ч. Лекции моим студентам / пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2002. С. 217

[7] Грудем У. Систематическое богословие. С. 277.

терпение, крайности, смирение, благодарность, Библия, парадокс, библиология, богословие, богословский метод, ересь, благовестие, авторитет Писания, Бог, поклонение, богодухновенность Библии

Previous post Next post
Up