Фото: Богдан Яременко / Facebook
Украинский дипломат, экс-генконсул в Эдинбурге и Стамбуле Богдан Яременко считает, что консульства стран Шенгенской зоны стали тщательнее проверять документы украинцев, подающихся на визу, из-за ослабления украинской экономики и снижения уровня доходов граждан.
Европейские страны действительно стали выдавать украинцам меньше виз, однако положение дел в этом вопрос далеко не самое худшее. Об этом в комментарии изданию
"ГОРДОН" рассказал украинский дипломат Богдан Яременко.
"Есть сообщения, что увеличивается количество отказов посольств некоторых стран, но оно далеко не такое большое, как было в начале процесса либерализации. В сравнении с самыми худшими временами мы еще достаточно неплохо выглядим", - считает Яременко.
"Я думаю, что негативная динамика - это отражение положения дел в Украине. Во-первых, это слабость украинского государства, его неготовность дать ответы на некоторые вопросы, интересующие европейцев касательно миграционной политики. Я думаю, это спровоцировано ослаблением украинской экономики, снижением уровня доходов. Поскольку все эти вопросы в персональных анкетах проверяются - уровень доходов, место работы, европейцы, понимая ситуацию в Украине, более тщательно проверяют эти документы, а поэтому и отказывают большему количеству людей", - отметил дипломат.
По словам Богдана Яременко, Украина точно не получит безвизовый режим с ЕС на майском саммите в Риге, однако в будущем, если ситуация в стране начнет исправляться, перспективы отмены виз для краткосрочных поездок очень высоки.
"Если говорить об обещанном президентом и министром иностранных дел безвизовом режиме на саммите в Риге в мае, понятное дело, его не будет. Что это нереалистично, было ясно достаточно давно. Но если ситуация на востоке стабилизируется, Украина убедит мир, что у нее есть четкая программа урегулирования или замораживания конфликта, и что она ее жестко реализовывает, если все убедятся, что реформы идут, начнется экономическая стабилизация и восстановление, мы можем говорить, что ничего недосягаемого нет", - считает Яременко.
"Беспокойство европейцев абсолютно оправданны. Надо честно признать, что на то есть основания: и война в Украине идет, и граница открыта, и коррупция на границе существует. Это их интересует с точки зрения безопасности, эмиграции, поэтому они должны задавать Украине эти проблемные вопросы, и ожидать ответа. Но еще раз подчеркну, что нет ничего невозможного, если делать это ответственно, очень целенаправленно, и уметь еще и продемонстрировать это, продать европейцам, чтобы они убедились, что даже если что-то делается минимально, результат для Украины будет максимальный. Я думаю, через некоторое время это будет реально и это уже недалекая перспектива, но, возможно, не в этом году", - добавил дипломат.
По статистке, 16 консульств стран Шенгенской зоны из 22 увеличили количество отказов в визах для украинцев.
Глава Представительства ЕС в Украине Ян Томбинский 27 марта заявил, что Украина не получит безвизовый режим со странами Евросоюза на саммите "Восточного партнерства" в Риге в мае.
==========================================
Парочка ответов на вопросы с другого интервью:
- Ты работал и в МИДе, и в Кабмине, и в секретариате президента, хорошо знаешь дипломатическую кухню изнутри. Где сегодня вырабатываются внешнеполитические решения? Какова роль МИДа в их принятии?
- Недавно тот же вопрос - по поводу эффективности МИДа - мне задавал один высокопоставленный чиновник. Я ему ответил то же самое: МИД не может быть эффективным в этой системе. Что делать? Необходимо создать новую систему. Сам по себе МИД не изменит внешнюю политику, не изменит подходы, принципы и т.д. Проблема не в том, что центр принятия внешнеполитических решений перемещен из одного кабинета в другой. А в том, что этого центра нет. Внешней политики нет как таковой. Помнишь, перед моим отъездом в Стамбул ты задавала мне вопрос, какой будет внешняя политика новой (на то время) власти? Я ответил, что она будет не многовекторной, а многоточечной. Так и вышло. Они хватаются за какие-то факты, события, соглашения, за то, что можно "продать" публике как достижение. Но системно не работают ни на одном направлении. И такая системная работа невозможна (тут мы подходим к самой важной проблеме), пока в стране нет консенсуса ни относительно внутреннего развития, ни относительно внешней политики. В этих условиях внешнеполитическое ведомство и дипломатия не могут быть эффективными. Я абсолютно уверен, что системной внешней политики в Украине сегодня нет.
...
- Но у нас даже к государственному Национальному институту стратегических исследований власть не прислушивается. Какие уж тут think-tank…
- Это уже другой вопрос - политической ответственности. Если система работает, и каждый министр (который должен быть не "чего изволите?", а политиком и основным policy maker в своей сфере) положит на стол руководству документ, где будет четко расписано - откуда все берется, куда девается, и какие имеем последствия, то политическое руководство страны может принять к сведению эту информацию или не принять, воспользовавшись другими разработками. Или вообще принять ошибочное решение. Это право политиков. Но тогда не может быть претензий и к этим ведомствам. Тогда будем говорить, что государственная система у нас функционирует, а болезнь - в нескольких политиках, игнорирующих все и вся. Но болезнь нашей страны - куда серьезнее. Она - не в одном-двух людях, игнорирующих чье-то мнение, а в неспособности механизма государственного управления спрогнозировать, смоделировать любую ситуацию, даже самую простую…