Люди умеют читать книги, состоящие из письмен, и не умеют читать книгу, не имеющую письмен. Им ведомы звуки лютни, имеющей струны, и не ведомы звуки лютни без струн. Если жить мертвой видимостью вещей и не внимать жизни духа, поймешь ли, что такое книга без письмен и лютня без струн?
/Вкус Корней Хун Цзычен/
Упавшие в прошлом году цены на нефть отразились на многих производителях углеводородов, но перспективы стран Центральной Азии выглядят особенно невеселыми: здесь к обвалу нефтяного рынка добавилось эхо экономического кризиса в России. Впрочем, проблемы Москвы и среднеазиатских государств могут помочь исполнить мечты их восточного соседа - Китая.
Как
отмечает издание Foreign Policy, в отличие от других экспортеров, которые могут затянуть пояса, страны Центральной Азии получили дополнительный удар, связанный с сокращением российской экономики и падением рубля. Казахстан вынужден был сократить на 15% расходы бюджета (который строился из расчета $80 за баррель), а его промышленное производство показало худшую за последние 17 лет динамику (-0,3% с начала года); в феврале агентство S&P опустило рейтинг страны. Азербайджанский манат с середины февраля подешевел на треть по отношению к доллару. Сверх того, бывшие советские республики столкнулись с сокращением денег, которые раньше получали от работавших в России мигрантов (в Таджикистане они составляли половину ВВП, в Киргизии - около трети). И без того некрепкие надежды на выгоды от сотрудничества с Россией слабеют еще больше, считает FP.
Однако страдания стран Средней Азии могут стать отличной возможностью для Китая, который давно конкурировал с Россией за влияние в регионе, продолжает издание. Прежде всего это возможность для углубления связей в ходе строительства нового Великого шелкового пути - $40-миллиардного проекта по развитию дорог и инфраструктуры на пути между КНР и Ближним Востоком.
Китай уже начал приводить свой план в действие. В декабре Пекин подписал с Казахстаном соглашения на сумму $14 млрд (в том числе о совместном производстве ядерного топлива и продвижении «Экономического пояса Шелкового пути»). Одновременно Китай наращивает импорт туркменского газа: сейчас он получает оттуда 35 млрд кубометров в год (притом что общий годовой объем газового экспорта Туркменистана - 45 млрд кубометров), в 2015 году эту цифру планируют увеличить до 40 млрд, а к 2020-му - до 65 млрд кубометров.
Несмотря на то что раньше инвестиционная экспансия Китая на Запад вызывала недовольство в Центральной Азии, изменившиеся экономические реалии способны сделать Пекин более привлекательным партнером по сравнению с Москвой, пишет Foreign Policy.
«Главной приманкой в вопросе присоединения к Евразийскому экономическому союзу для центральноазиатских государств была надежда на экономические бонусы от сотрудничества с Россией. Но способность России дать такие бонусы изрядно уменьшилась, - цитирует издание американского политолога и эксперта по вопросам российской политики Эндрю Качинса. - Это определенно станет для Китая возможностью усилить свое влияние в регионе».
Источник==============================================
Красивая игра.