Будущее российско-украинского Ан-148 оказалось под угрозой после серии технических неполадок с самолетами этого типа. Правда ли, что лайнер поступил к перевозчикам «сырым», и когда закончится «черная полоса» для новой машины, выяснял корреспондент
«БалтИнфо» Андрей Меньшенин.
Очередная нештатная ситуация с Ан-148 случилась в праздничный день 8 марта, когда самолет рейса Уфа - Петербург возвратился в аэропорт вылета из-за срабатывания сигнализации топливной системы. На борту в тот момент находилось 50 человек, их прибытие в Северную столицу из-за инцидента отложилось на 6 часов. Было озвучено две версии произошедшего: проблема в топливной системе самолета либо некачественное топливо.
Коллекция неприятностей
Этот случай стал уже пятым в серии происшествий с самолетами Ан-148 за последние две недели. «Черная полоса» началась еще 24 февраля, когда в небе над Петербургом разыгралась настоящая драма - со счастливым концом. В Пулково без одного колеса шасси приземлился борт, совершавший рейс FV242 Берлин-Петербург. В течение двух часов лайнер кружил в районе аэропорта, вырабатывая топливо, а за посадкой с замиранием сердца следили не только встречающие, но и журналисты.
Буквально на следующий день, 25 февраля, авиатехники в аэропорту Омска обнаружили протечку в гидравлической системе Ан-148. В тот момент самолет находился на стоянке, а все пассажиры - в здании терминала. К счастью, наземные службы заметили неполадку вовремя, оставив самолет на земле до устранения проблемы. Пассажиров вывез резервный борт.
Всего через четыре дня - новый отказ. Ан-148 авиакомпании «Россия» выполнял рейс №141 из Пулково в Домодедово, однако после взлета пилоты обнаружили неполадку в работе автопилота. По словам начальника пресс-службы авиакомпании «Россия» Марины Пешехоновой, если бы пунктом назначения был не столичный аэропорт, то рейс продолжился бы в обычном режиме.
«Поломка была несерьезной. Пилоты смогли бы продолжить полет и в ручном режиме, их этому обучали. Однако, с переходом на новую систему сокращенных вертикальных интервалов между самолетами в ноябре прошлого года, в Москве нельзя заходить на посадку в ручном режиме без использования автопилота», - пояснила Пешехонова.
Пожалуй, самое серьезное ЧП из этой серии произошло 5 марта. Тогда у Ан-148 с регистрационным номером RA-61705 авиакомпании «Россия», выполнявшего рейс №254 из Гамбурга в Петербург, отказал двигатель (из двух). Это случилось над территорией Эстонии. Пилоты приняли решение продолжить полет до места назначения. В момент нештатной ситуации на борту находилось 52 пассажира и 7 членов экипажа.
По словам Виталия Зубарева, гендиректора ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО), где был собран этот Ан-148, даже отключение двигателя в полете не испортило, в целом, положительный имидж российско-украинского самолета.
«Расследованием причин выключения маршевого двигателя Д-436-148, производства украинской компании «Мотор-Сич», занимается комиссия согласно приказу начальника регионального управления Росавиации. Сняты и на месте расшифрованы показатели системы объективного контроля, которые отправлены в ГП «Антонов». К моменту происшествия самолет Ан-148 с регномером RA-61705 воронежской сборки имел общий налет 4657 часов и 2351 посадок, что само по себе характеризует данный самолет как надежный», - заявил Зубарев корреспонденту «БалтИнфо».
Отметим, что неполадки «образца» 2012 года - не первые в летной «жизни» Ан-148. В прошлом году подобных нештатных ситуаций было девять. В то же время, по словам представителей авиакомпании «Россия», с самолетами Ан-148 этой компании серьезных происшествий не было ни разу.
«С самолетом Ан-148 за всё время его эксплуатации не происходило ни одного ЧП, которое предполагает разрушение техники или причинение вреда жизни и здоровью людей. Стоит отметить, что авиационные события происходят со всеми типами воздушных судов, но далеко не все самолеты приковывают к себе столь пристальное внимание. Мы, как первый эксплуатант Ан-148 в России, прекрасно это осознаем», - подчеркнули в пресс-службе авиакомпании.
Все равно его не брошу...
Несмотря на все трудности в освоении нового типа воздушного судна, российские эксплуатанты не собираются отказываться от его использования. Как напомнили корреспонденту «БалтИнфо» в пресс-службе авиакомпании «Россия», неисправности авиатехники периодически происходят с самолетами российского и иностранного производства, и ни одна авиакомпания мира не может эксплуатировать самолеты в безотказном режиме.
«Принципиально важен подход и реакция персонала авиакомпаний на проявление отказов и их устранение. В настоящий момент по инициативе эксплуатанта выполнено 3 комплекса работ, в ходе которых реализовано более 200 доработок и улучшений конструкции воздушного судна и комплектующих. По мере необходимости и получения требуемой документации от разработчика и изготовителя, доработки продолжат выполняться. Вместе с тем доработки в авиационную технику не являются показателями того, что самолеты «сырые» и «доводятся до ума». Эти процессы говорят только о внимательном отношении персонала к новому самолету и тщательному контролю безопасности полетов в авиакомпании», - заявили в пресс-службе авиакомпании «Россия».
По словам гендиректора ВАСО Виталия Зубарева, проблемные моменты Ан-148 своевременно обсуждаются всеми, кто так или иначе связан с этим самолетом. «На территории ВАСО состоялось расширенное совещание по вопросам эксплуатации самолета Ан-148 в авиакомпании «Россия». В нем приняли участие руководители ГП «Антонов», ОАО «Мотор Сич», ЗАО «Авиаприбор», ГП «ЗМКБ «Прогресс им. А.И.Ивченко». По итогам совещания были разработаны мероприятия по повышению эксплуатационной надежности со стороны разработчика, изготовителя самолета, двигателей и покупных комплектующих изделий. Наше предприятие взяло на себя повышенные гарантийные обязательства в отношении первых самолетов, поставленных в рамках контракта с АК «Россия», которые и реализует в настоящее время», - рассказал Зубарев.
Как отмечают представители авиакомпании «Россия», доверие к российско-украинскому самолету не потеряли и зарубежные надзорные органы. Так, в прошлом году очередной аудит IOSA (программа производственного аудита безопасности авиакомпаний) подтвердил соответствие Ан-148 стандартам эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта наряду с остальными эксплуатируемыми «Россией» типами воздушных судов. Сейчас самолеты Ан-148 допущены к полетам в 10 пунктов дальнего зарубежья.
...потому что он хороший
Налет шести бортов Ан-148 авиакомпании «Россия» растет с каждым днем, в том числе за счет эксплуатации этих машин на европейских рейсах. Соответственно, возросло количество летных часов Ан-148 в общем объеме работ, выполняемых парком авиакомпании на внутренних и международных рейсах. Как считают в «России», именно это стало причиной возросшего количества «авиационных событий, вызванных неисправностями» при эксплуатации данного самолета.
Расширение географии полетов Ан-148 этой зимой в города Сибири, Урала и других регионов с суровым климатом уже позволило выявить и устранить ряд конструктивных недостатков самолета. Сейчас налет Ан-148 составляет более 3000 часов в год - достижение подобного уровня является отличным показателем для самолетов регионального класса, считают в авиакомпании «Россия».
«Эти данные характеризуют высокую надежность техники и регулярность выполнения запланированных авиакомпанией рейсов, что, в свою очередь, позитивно влияет на экономику эксплуатации Ан-148. В феврале 2012 года Ан-148 количество выполненных рейсов на этом типе ВС возросло на 41%, его налет увеличился на 45%, а количество перевезенных пассажиров - на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - отмечают в авиакомпании.
Не менее позитивно к использованию Ан-148 относится его второй российский эксплуатант - авиакомпания «Полет». Как рассказал «БалтИнфо» руководитель рекламно-информационного отдела авиакомпании Григорий Башкирев, нареканий Ан-148 не вызывает: «Полет» доволен теми двумя самолетами Ан-148-100Е, которые находятся в нашем авиапарке. Они широко используются в чартерной программе».
Бережное отношение авиакомпаний к российско-украинскому самолету весьма показательно: ситуация в российском авиапроме настолько сложна, что любой положительный результат этой отрасли нуждается в поддержке не только со стороны государства.
…Ввод в эксплуатацию нового типа самолетов всегда связан со множество сложностей. Достаточно вспомнить хотя бы появление самолетов Boeing 737, которые совершили революцию в авиаперевозках малой и средней дальности. Сейчас семейство Boeing 737 настолько популярно, что в мире каждые 5 секунд садится или взлетает воздушное судно этого типа. Остается надеяться, что Ан-148 ждет не менее долгая и счастливая судьба.