Матрица и реальность. Эхо из прошлого.

Jan 04, 2015 12:39

Der Besitz der Wahrheit ist nicht schrecklich, sondern langweilig, wie jeder Besitz…
Знание правды не ужасно, а скучно, как и любое знание…
/Friedrich Nietzsche/




Посмотрел новостные ленты и решил, а почему нам не сделать экскурс в прошлое. Не так, чтобы в средние века, а к примеру в 2000-е.



Встречи Владимира Путина с учеными стали почти традицией. Однако реальная отдача от
такого общения пока малозаметна. В президиуме общего собрания РАН:
вице-президент РАН Геннадий Месяц (слева) и Владимир Путин.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

В свое время, 3 декабря 2001 года, президент России Владимир Путин на встрече с руководством Российской академии наук сформулировал социальный заказ государства научному сообществу. Одна из двух поставленных президентом задач - отработка сценариев перехода от нынешней «экономики трубы» на инновационный путь развития. В конце февраля этого года прошло совместное заседание Совета безопасности РФ и президиума Госсовета РФ, на котором президент говорил об этом более подробно.

Это политическое решение - принципиально для России. Без «инновационной экономики» не удастся удержать даже нынешний уровень жизни, сохранить территориальную целостность страны, остановить уже начавшийся поток бедствий, аварий, техногенных катастроф.

Россия - страна, находящаяся в экстремальных географических и геоэкономических условиях. 2/3 территории России лежит в зоне вечной мерзлоты, средняя себестоимость барреля российской нефти 14-15 долларов против 4 в Саудовской Аравии. Нетрудно предположить, что рано или поздно цены на энергоносители упадут. Наверное, это не очень трудно устроить в однополярном мире. Не случайно, например, что на открытом сайте ЦРУ США помещен доклад ведущих аналитических центров, содержащий прогноз развития мира до 2015 года. Россия в нем рассматривается как зона нестабильностей, как страна, которая, весьма вероятно, распадется на 6-8 государств.

Первое и главное, что необходимо сделать, - и бизнес, и наука, и власть должны представлять, куда же мы хотим прийти, скажем, лет через 10 или 20.

Второе - стратегию и политику можно строить в современном мире, опираясь на научно обоснованный долговременный прогноз.

Третья наболевшая проблема: какие отрасли экономики мы будем рассматривать как локомотивные. Наверное, прогноз мог бы стать одной из приоритетных задач научного сообщества.

В-четвертых, широко понимаемая современная инфраструктура.

Это «инновационный минимум», без которого рассчитывать на сколько-нибудь широкое участие предпринимателей, ученых и образовательных структур в создании инновационной экономики не приходится.

Почему же дела не идут на лад? Все просто. В России пока нет целостной схемы цикла воспроизводства инноваций. Мы пока все еще находимся на перепутье, на уровне концептуального проектирования. Но этот этап, к счастью, можно пройти довольно быстро. Было бы желание и политическая воля.

Всерьез относясь к экономике, основанной на знаниях, надо выделить крупные блоки инноваций. Первый важнейший блок - жизнеобеспечивающие технологии. Дешевые и качественные продукты, жилье, лекарства, дороги, связь... Можно рассматривать это как борьбу с бедностью, к которой призывает президент. Второй крупный блок - это импортозамещающие технологии. И как бы много ни провозглашалось лозунгов на темы интеграции, международного разделения труда - в любой стране прежде всего поддерживают отечественного производителя. Третья группа связана с теми самыми локомотивными отраслями экономики. С теми макротехнологиями, которые, хочется надеяться, будут выбраны и которые наша страна решит поддерживать на мировом уровне. Четвертая группа нововведений - важнейшая: инновации в военном секторе, в системе управления страной. И, наконец, пятая группа. Там, где есть ниша для малого бизнеса, не связанного ни с технологическими гигантами, ни с социальными задачами государственного масштаба, ни с делами военными.

Переход к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к образованию. В частности, основной движущей силой в инновационной сфере является творческая элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты, товары, услуги и владеющая организационными навыками, необходимыми для инновационной деятельности. Поэтому очень осторожно необходимо относиться к программам модернизации образования, обращая особое внимание на то, чтобы они были направлены на достижение общественно-значимого результата, а не на второстепенные вопросы процесса получения образования и контроля.

Так нужны ли России инновации? Судя по словам вновь назначенного министра образования и науки Андрея Фурсенко, специалиста в области управления инновациями, нужны. Остается лишь надеяться, что за словами будут следовать дела.

Насколько удачной окажется структура нового правительства, не нам судить. Однако принципиальный шаг, который уже сделан, трудно переоценить. Это объединение науки и образования под эгидой одного министерства. Устранен важнейший барьер, сдерживающий инновационное развитие. Следующий системный шаг - это структурное обеспечение этих инноваций. Во вновь создаваемом министерстве должно быть мощное аналитическое подразделение (возможно, одно из важнейших агентств), своеобразный центр стратегических исследований инноваций со всеми необходимыми государственными атрибутами межотраслевой и междисциплинарной интеграции, в том числе и в системе принятия решений.

Следует признать, что с точки зрения инновационного развития последние 15 лет были потеряны. На наш взгляд, пришло время для инновационного рывка. И важно, чтобы этот шанс не был упущен.

Человеческий капитал, научный, технологический, инновационный потенциал - необходимое условие для рывка - в стране пока есть. За годы смуты и бездарных реформ он сильно уменьшился. И не на проценты, как считали министры предшествующих правительств, а в разы. Он продолжает таять. Лет пять назад академик В.П. Ефремов, один из создателей комплекса С-300, посетовал, что главная проблема его коллектива - «седые и лысые». Беда не только в отсутствии молодежи, еще опасней утрата среднего звена. А сейчас и седых, и лысых не хватает.

Ряд кафедр московских вузов закрылись, потому что ими некому заведовать. Судя по имеющимся моделям динамики профессорско-преподавательского корпуса, процесс утраты научного потенциала неравномерен. Начиная с какого-то уровня, происходит обвал. Когда высококвалифицированных преподавателей станет совсем мало, будет некому учить учителей - тогда с инновационными надеждами придется проститься навсегда.

На наш взгляд, у научно-технического и профессорско-преподавательского корпуса, у руководителей, которым поручено развитие экономики, науки и технологий в нашем отечестве, сейчас пришло время, образно говоря, последней пересдачи экзамена. Экзамена по инновационному развитию России.

Попробуем пересдать?
Автор: Юрий Елисеев
Источник: "Новая газета" от 28.04.2004 года.
======================================
Прошло почти 11 лет... О результатах судите сами. Выше вспоминается доклад ЦРУ.

Основные моменты:
Перспективы развития России в докладе ЦРУ оценивались следующим образом: "Вплоть до 2015 года Москве будет все труднее увязывать амбиции на глобальное лидерство в мире с катастрофически сократившимися ресурсами. Сможет ли страна совершить трансформацию и увязать средства и цели - это открытый и критически важный вопрос для большинства экспертов. Наиболее вероятный итог - Россия останется внутренне слабой, вовлеченной в мировой политический процесс в основном благодаря постоянному месту в СБ ООН. С этой точки зрения, неуверенность вселяет вопрос о том, сможет ли Россия смириться с понизившимся статусом так, чтобы это не сказалось на стабильности в регионе. Какой будет Россия к 2015 году, в этом вопросе критическим фактором будут действия российских властей".
Однако, к нынешнему моменту выводы ЦРУ подтверждаются не только сложившейся экономической ситуацией в Российской Федерации, но и усугубляющимся снижением человеческого, научного и технологического потенциала.
Эксперты ЦРУ считают, что к 2015 году Россия может развалиться на 6-8 государств. /2004 г./
========================================
Немного цифр на рассматриваемый отрезок времени (это 2000-е):
Если сопоставить ресурсный потенциал России, оцениваемый специалистами по различным методикам в 340-380 трлн. долл. с численностью населения, то Россия, по известным подсчетам академика РАН Д.Львова, занимает первые строки в рейтинге самых богатых ресурсами (и самой богатой по недвижимости) стран мира. На душу населения национального богатства у приходится в два раза больше, чем в США, в 6 раз - чем в Германии, в 22 раза - чем в Японии.
Однако по доле валового внутреннего продукта ВВП на душу населения картина противоположная (по этому показателю Россия занимает места ближе к 100-му среди 209 стран и территорий), потому что механизм использования дарованного вселенной достояния в стране неэффективный.
К примеру, на один доллар заработной платы российский среднестатистический работник производит в 3 раза больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США. За такую нищенскую заработную плату, как в России, считают видные специалисты, которая к тому же нередко выплачивается с большим опозданием, тот же работник в США или Западной Европе просто не будет работать.
Россия - это 3% населения земного шара, 12,5% суши континентов, 30% шельфовых акваторий мира - главных источников энергетических ресурсов в будущем, это 22% лесных ресурсов (играющих существенную роль в воспроизводстве кислорода) и 20% пресных вод мира. Россия обладает 16% всех природных минерально-сырьевых ресурсов мира, в том числе 32% газа (1-е место в мире), 12% нефти, 12% угля (28% - с учетом прогнозных ресурсов); по запасам золота Россия занимает 3-е место в мире. Доля России в мировых запасах железа и олова > 27%, никеля - 36%, меди - 11%, кобальта - 20%, свинца - 12%, цинка - 16%, металлы платиновой группы - 40%. Даже сейчас Россия извлекает из недр 12% мировой добычи железных руд, 22% никеля и кобальта, значительную долю фосфатов (2-е место в мире) и калийных солей (1-е место в мире), на 6-м месте по добыче золота и на 2-м месте - по платине.
По данным еще Министерства природных ресурсов РФ стоимость сырья ежегодно извлекаемого в последние годы из недр России по ценам мирового рынка составляет от 95 до 105 млрд. долл. Для США эта цифра больше в 1,4 - 1,5 раза, для Китая составляет примерно столько же, а во всех остальных странах - меньше.
Из общего числа 506 месторождений мира, определяющих более 60% всей мировой добычи твердых полезных ископаемых, на Россию приходится 46 уникальных объектов. И только 17 из них (не считая горючих ископаемых) сегодня активно разрабатываются.
Это Норильск (медь, никель, платиноиды), месторождения Курской магнитной аномалии, Костомукша в Карелия, (железо), Апатиты и Ловозеро (Кольский п-ов), алмазоносные месторождения Якутии, Олимпиадненское (золото) и некоторые другие. К сожалению, не разрабатываются такие уникумы, как Сухой Лог (золото, платина), Удокан (медь и сопутствующие золото, серебро), Томтор (ниобий, торий, стронций), Пыркакайское (олово), Холодненское (полиметаллы, свинец, цинк, медь) и многие другие месторождения.
Растительный мир России производит около 20% возобновляемого кислорода планеты, хотя потребляет страна менее 5 % возобновляемого кислорода (США до трети).
[Spoiler (click to open)]

4 Апреля 2005 года
Руководитель администрации президента РФ Владимира Путина Дмитрий Медведев (ныне зам. главы Правительства РФ) в интервью журналу «Эксперт», которое было опубликовано в понедельник, 4 апреля, заявил, что Россия может исчезнуть как единое государство.
Это, по словам Медведева, произойдет в том случае, если не удастся консолидировать элиту страны.
«Если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство, - подчеркнул Медведев. - За последние годы удалось укрепить единство государства, обеспечить должную стабильность для экономического роста».
«Но если расслабиться и отдаться на волю волн, последствия будут чудовищными. Распад Союза может показаться утренником в детском саду по сравнению с государственным коллапсом в современной России. И тогда уж плохо будет всем, в том числе нашим ближним и дальним соседям», - отметил он.
Медведев указал, что все действия президента и правительства направлены на создание в России сильных политической и финансовой систем, которые бы позволили бы повысить эффективность государства и сохранить его в существующих границах.
Одним из необходимых условий этого является осознание государством и бизнесом взаимной ответственности за дела в стране.

Такие вот моменты. Смотрю просто, что многие "В чужом глазу соринку видим, в своем бревно не замечаем"...
Свое видение здесь не размещал :) Если интересно, то напишу.

Матрица, война, экономика, общество, Крым, реальность, чиновники, лохотрон, бизнес, люди, Украина, история, Россия, Донбасс, деньги, жизнь, бюджетные деньги

Previous post Next post
Up