Периодически посещая сайт МАК, ничего нового о расследовании катастрофы RA-42434 не находил (точно так было и сегодня). Правда, в сводке новостей, появились заголовки о завершении расследования МАКом возможных причин катастрофы "Протона" Як-42д. Итак, спасибо
Русской службе BBC за материал размещенный ниже.
Межгосударственный авиационный комитет назвал причиной катастрофы под Ярославлем 7 сентября ошибочные действия экипажа, и прежде всего отжатие тормозных педалей при разбеге.
МАК пришел к выводу, что действия экипажа рухнувшего под Ярославлем самолета Як-42 были несогласованными. Таковы итоги проведенного расследования катастрофы, в которой погибли 45 человек, в том числе игроки хоккейного клуба "Локомотив".
Кто именно из двух осуществлявших взлет пилотов ошибочно нажимал на тормоз, определить уже не возможно, заявили экперты МАК.
При крушении самолета под Ярославлем 7 сентября погибли 45 человек, в том числе члены экипажа и летевшая на матч в Минск команда хоккейного клуба "Локомотив", руководство клуба и тренерский штаб. В живых остался лишь один человек.
Экипаж привык летать на самолетах Як-40, конструкция тормозных педалей которого отличается от
Як-42, заявил член МАК Алексей Морозов в среду на пресс-конференции в Москве.
К тому же у авиакомпании "Як-Сервис" полностью отсутствовала система обеспечения безопасности полетов, заявил Морозов.
Возглавляющий техническую комиссию МАК Алексей Морозов заявил об отсутствии навыков
лета на самолете Як-42 у командира экипажа и второго пилота. Требования по профессиональной подготовке, по словам Морозова, выполнялись "фиктивно". При реконструкции катастрофы эксперты МАК установили, что экипаж не провел расчетов необходимых параметров взлета.
В крови второго пилота было обнаружено наличие психотропного вещества фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на нервную систему.
Положение ног пилотов на педалях было неправильным, и хотя давление на тормоз было неосознанным, оно могло стать еще больше, когда пилоты начали тянуть штурвал на себя, объяснил при оглашении доклада МАК летчик-испытатель Василий Севастьянов.
К тому же в момент отрыва самолета от земли один из членов экипажа, среагировав на положение рулевой стойки, автоматически мог перевести двигатели в режим "малого газа", говорится в отчете МАК.
Стабилизатор на взлете был установлен в положение 8 с половиной градусов, в начале руления была проведена проверка системы торможения - замечаний не было.
Подтормаживание колес возникло уже на этапе разгона. Режим работы двигателей не был увеличен до номинального с начала движения по взлетной полосе. При достижении скорости 170 км/час увеличилось давление на тормоза, что могло произойти при нажатии пилотом педали.
Это привело к невозможности поднятия носового колеса. Самолет мог остановиться до конца взлетной полосы, если командир принял бы такое решение, однако вариант прекращения взлета экипаж не рассматривал.
Морозов заявил, что самолет Як-42 был исправен перед вылетом из аэропорта, который был выполнен по расписанию и без каких-либо ограничений, однако взвешивание багажа перед вылетом самолета, по данным комиссии, не проводилось.
Самолет
Як-42 упал 7 сентября 2011 года в километре от аэропорта "Туношна" Ярославской области. Выжить в авиакатастрофе удалось лишь бортинженеру Александру Сизову. Хоккеист
Александр Галимов, спасшийся при падении самолета, позднее скончался в московском НИИ им. Вишневского.
Семьи и коллеги погибших членов экипажа Як-42 ранее выразили сомнение в том, что официальное расследование трагедии было объективным, и заявили о намерении потребовать проведение независимого расследования.
У подруги командира судна Андрея Соломенцева Светланы Левдик, как пишет газета "Известия", сложилось впечатление, что "через СМИ насильственно заставляют поверить, что виноват пилот". По словам Левдик, обвинить экипаж и закрыть дело - "слишком простая и удобная версия".
Родственники погибших убеждены, что столь опытные летчики, как Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов, не могли допустить таких ошибок.
В середине октября, когда МАК приступил к финальной стадии расследования катастрофы под Ярославлем, были завершены специальные исследования барабанов колес, тормозов и агрегатов системы торможения, а также технического состояния авиашин. Как сообщалось, "отказов в работе указанных агрегатов не выявлено".
Ранее
газета "Коммерсант" сообщила о том, что согласно результатам серии летных экспериментов с аналогом погибшего Як-42, которую провели специалисты Летно-испытательного института имени Громова, самолет, скорее всего, потерпел крушение из-за ошибки пилота.
По версии испытателей, один из пилотов, вероятно, тормозил самолет при взлете.
"В ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете", - пишет газета со сслыкой на анонимного сотрудника МАК.
По словам участников испытаний, если бы пилот разбившегося самолета устранился от управления самолетом, взлет прошел бы нормально.
Набирая скорость, Як-42 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и проехал по траве примерно 400 метров.
Выезд хоккейного клуба "Локомотив" на гостевой матч совпал с началом в городе международного политического форума и прибытием в небольшой аэропорт значительного числа самолетов с участниками мероприятия.
Сразу после катастрофы ярославские журналисты писали о том, что у самолета для разгона была якобы только половина взлетно-посадочной полосы, так как вторая половина была перекрыта по случаю прилета в Ярославль президента Дмитрия Медведева.
Заместитель министра транспорта Валерий Окулов сообщил тогда, что комиссия исключила звучавшую в первые дни после трагедии версию о том, что длина полосы в тот день была недостаточной для разгона самолета.
"Проверка показала, что самолет имел 2850 метров для взлета", - заявил Окулов. По его словам, комиссия также отмела версию о том, что у самолета не был установлен во взлетное положение стабилизатор.
21 сентября Федеральное агентство воздушного транспорта
лишило лицензии хозяина упавшего Яка, аннулировав свидетельство эксплуатанта авиакомпании "Як Сервис".
Как заявил глава Росавиации Сергей Извольский, решение об отзыве лицензии у "Як Сервиса" было принято по результатам внеплановой проверки, проведенной после крушения самолета у села Туношна.