Ту-204СМ. История проекта.

Aug 08, 2011 07:47


Справка:

Ту-204СМ - российский среднемагистральный пассажирский самолёт. Принципиальным отличием новой модификации лайнеров семейства «Туполев» являются: более экономичный двигатель ПС-90А2, новая авионика, экипаж из двух пилотов. Стоимость проекта Ту-204 СМ составляет 1,4 миллиарда рублей.





На авиасалоне «Фарнборо-2008» российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подписала контракт
с ОАК на поставку 31 самолета Ту-204СМ-100 в 2010 году. Соглашение предусматривает также опцион на приобретение лизинговой компанией дополнительно 30 самолетов в течение 2010-2012 годов. Сумма контракта составит около полутора миллиардов долларов, и чуть большая сумма пойдет на опцион.
Заказанные самолеты планировалось поставлять российским авиакомпаниям, а также заказчикам из Ирана и Латинской Америки. На церемонии подписания контракта глава ОАК отметил, что крупный заказ на магистральные самолеты позволяет перейти от штучного производства к серийному.
Казалось бы, нужно радоваться очередным успехам российского гражданского авиастроения, однако, если разобраться в ситуации вокруг производства пассажирского лайнера Ту-204СМ-100, поводов для веселья будет мало. Фактически контракт заключен по модели, модификации лайнера, которой нет в природе. Самолет не собран даже в опытном варианте - в единственном экземпляре для летно-конструкторских испытаний. Естественно, что материально не существующий самолет этого типа не сертифицирован, без чего о его продажах и эксплуатации не может быть речи.
Громкие и убедительные разговоры в отношении пока еще не только не построенного, но и до конца не спроектированного самолета Ту-204СМ ведутся уже несколько лет. В 2006 году на всероссийском форуме «Крылья России» даже прошла первая официальная презентация Ту-204СМ. Было заявлено о существенном увеличении выпуска на авиазаводах в Ульяновске и Казани новых модификаций самолетов типа Ту-204, которые оптимизируются на дальность полета - 3600 км. Кроме того, авиастроители отрапортовали о снижение веса пустого снаряженного самолета на 6 тонее, замене двигателей, снижении расхода топлива на 12-17 процентов.
Инициаторы проекта предполагали, что на первом этапе ежегодно можно будет строить в Ульяновске 12-15 авиалайнеров и еще 6-8 в Казани, с выходом на 40 и 12 соответственно к 2015 году. Эксперты считают, что модернизация Ту-204, в том числе и по линии «СМ», позволила бы поддерживать его конкурентоспособность еще 10-15 лет, до появления абсолютно нового «Магистральный Самолет XXI века» (МС-21). При таком раскладе, авторы идеи прогнозировали выпуск уже 200-300 самолетов семейства Ту-204.
Мечтатели. Главный конструктор Ту-204 Лев Лановский еще в октябре 2006 года заявил, что поскольку речь идет о модификации уже существующей машины, разработка Ту-204СМ может быть завершена за полгода.
«Мы активно работаем над тем, чтобы выполнить все контракты в срок. Но стоит отдавать себе отчет, что любой новый самолет - это риски, связанные с опозданием разработки тех или иных систем. Мы понимаем, как и авиакомпании-заказчики («Иранские авиалинии», «Атлант-Союз», и другие) те риски, на которые мы идем. С большой долей уверенности говорить о сроках можно будет лишь тогда, когда будет закончен процесс сертификации», - отметил генеральный директор ИФК Александр Рубцов.

Факты:

На новый лайнер решили поставить модернизированный авиационный двигатель Пермского моторного завода ПС-90А2, сертификация которого затянулась до 29 декабря 2009 года.

Создание и организация серийного производства самолета Ту-204СМ предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г., утвержденной постановлением правительства РФ.

Чет или не чет?

Президент ОАК Алексей Федоров на протяжении 2009 года не раз отмечал, что Ту-204 СМ должны быть сняты с производства после 2020 года - когда в небе появится МС-21. Но задержка с выходом на рынок Ту-204СМ рискует сделать его прямым конкурентом «21-му», который сейчас проектирует ОАК.

Недавно министр транспорта Игорь Левитин рассказал, что уже в текущем году по этому самолету будут подписаны первые контракты. Ожидается, что строительство опытных образцов начнется с 2010 года, полет Ту-204 СМ совершит в 2014 году, а сертификация самолета и поставки начнутся в 2016 году. Возникает резонный вопрос - зачем выпускать лайнер, производство которого планируется закрыть уже через несколько лет?

Справка:

МС-21 («Магистральный Самолет XXI века») - проект ближне-среднемагистрального самолёта, который должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204 к 2016 году. Программа МС-21 разрабатывается совместно ОКБ имени Яковлева и корпорацией «Иркут».



Тем временем представитель ОАК Константин Лантратов в срочном порядке заявил, что информация об отказе от Ту-204СМ не соответствует действительности, но от подробных комментариев уклонился. Вместо него, это сделали заказчики самолета. Глава ИФК Александр Рубцов уверен, что сможет поставить Ту-204СМ иранскому перевозчику в 2011 году. По его словам, официальной информации о переносе сроков к нему не поступало. Гендиректор «Атлант-Союза» Евгений Бачурин отметил, что его компания будет приобретать только лайнеры Ту-204СМ.

Эксперты полагают, что запуск в серию ТУ-204СМ важен для ОАК только как имиджевый проект, свидетельствующий об эффективности деятельности госкорпорации. Если это так - то «204» скорее всего никогда не поднимется в воздух.

Источник

От себя хочу добавить, что два самолета еще не массовое производство. Но это вселяет хоть какую-то надежду. Чистого неба и без аварийных влетов и посадок!

Россия, Ту-204СМ, КАПО, Иркутск

Previous post Next post
Up