Стартовавший 16 мая «Протон» упал из-за производственного дефекта.

Jun 07, 2014 12:31

Комиссия по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» завершила работу. В Центре Хруничева официальную версию считают несостоятельной.


Фото: Алексей Кондрашкин

Александр Данилюк, глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» 16 мая, должен в субботу, 7 июня, представить результаты расследования руководству Роскосмоса.

- Члены комиссии - а их больше 20 человек - пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата, - рассказал «Известиям» Данилюк. - Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс АМ4R» стартовала с Байконура 16 мая. Третья ступень начала работу на 324-й секунде полета и должна была закончить на 583-й секунде. В реальности полет завершился на 546-й секунде; третья ступень не доработала 37 секунд. Телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Если считать выводы комиссии верными, то виноватых в производственном дефекте следует искать в Воронежском механическом заводе (ВМЗ), который является филиалом Центра Хруничева. Как объяснили «Известиям» в «Хруничеве», закупка, установка и испытания подшипника проводились на ВМЗ.

Источник в руководстве «Хруничева» считает выдвинутую комиссией версию несостоятельной:

- Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит.

Данилюк говорит, что знаком с точкой зрения представителей «Хруничева», но она в данном случае не является наиболее значимой.

- Центр Хруничева в данном случае - сторона заинтересованная, поэтому в составе комиссии по расследованию причин аварии их представителей нет. Оценку производили независимые эксперты, и среди них особых разногласий не возникло, - резюмировал Данилюк.

Производственный дефект - наиболее часто встречающаяся причина аварий «Протонов» в последние годы. Так как наибольшее количество неудач последних лет было вызвано нештатной работой разгонных блоков «Бриз», то чаще всех претензии адресовались к омскому ПО «Полет» - еще одному дочернему предприятию «Хруничева». В августе 2012 года, после очередной потери запущенных «Протоном» спутников, от занимаемой должности были освобождены заместитель гендиректора по качеству и сертификации «Полета» Владимир Приходькин, а также главный технолог, заместитель главного инженера по качеству «Полета» Сергей Анохин. Генеральному директору «Полета» Григорию Мураховскому тогда был объявлен выговор.

Нынешняя спешка Роскосмоса в выяснении причин аварии «Протона» вполне объяснима: ракета является основной как для реализации Федеральной космической программы, так и для коммерческих запусков, а до тех пор, пока причины аварии не будут установлены и локализованы на производстве, ни один «Протон» стартовать не сможет. Если работа комиссии затянется, то будет скомкана вся пусковая программа текущего года.

В то же время эксперты уверены: торопиться с выводами не стоит, лучше досконально выяснить все нюансы и причины аварии.

- Я бы не торопился с запуском следующих ракет до полного и обстоятельного выяснения причин аварии 16 мая, - говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. - Понятно же, что авария может повториться по той же невыявленной причине. В 1999 году была такая история: по одной и той же причине упали два «Протона». Тогда комиссия торопилась подписать заключение, чтобы как можно быстрее возобновить пусковую программу.
Известия

бизнес, люди, "Протон", космос, авария, эксперты, Россия, общество, экономика, деньги, жизнь, чиновники, катастрофа

Previous post Next post
Up