Вылет запрещен ("Christian Science Monitor", США)

Jul 16, 2011 18:43


Авиационная промышленность России повергнута в смятение решением президента к концу этого года полностью запретить полеты двух рабочих лошадок советской эпохи, самолета «Туполев», Ту-134, и «Антонов», АН-24. Эти суда составляют костяк обслуживающей огромные территории региональной авиации страны.


Специалисты в области авиации говорят, что этот запрет, ставший следствием недавней серии фатальных катастроф, может привести к тому, что сотни мелких населенных пунктов окажутся фактически отрезанными от мира. Снимаемые с полетов суда обеспечивали большую часть авиационного трафика в Сибири и на Дальнем Востоке России.
«Мне кажется, это популистское решение, которое власти приняли просто, чтобы показать широкой общественности, что они заботятся о безопасности полетов», - говорит специалист Олег Пантелеев в беседе с представителем авиационного журнала Aviaport.ru.
«Но эти самолеты - основа нашей региональной авиации, и авиакомпаниям не по силам их заменить или привести в соответствие с новыми стандартами в такой короткий срок».
Заместитель премьер-министра Сергей Иванов объявил об этой мере в среду, заявив, что самолеты должны быть либо сняты с эксплуатации, либо переоборудованы с установкой дорогостоящих систем обеспечения безопасности, включая системы предупреждения воздушных и наземных столкновений, которые стоят почти столько же, сколько сам самолет.
В прошлом месяце реактивный самолет ТУ-134 при посадке промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы в петрозаводском аэропорту в западной части России и разбился; погибло 47 из 52 человек, бывших на борту самолета. Это всколыхнуло давно ведущиеся дебаты о большом числе устаревших самолетов советской эпохи, до сих пор использующихся для полетов в России. Расследования возложило вину за происшествие на ошибку пилота.
На этой неделе турбовинтовой самолет АН-24 загорелся и рухнул в сибирскую реку Ангару; из числа бывших на борту погибло пять человек, травмы получили свыше 20.
Случившаяся на прошлой неделе катастрофа, когда на реке Волге затонул прогулочный корабль, унеся 130 жизней, заставила президента Дмитрия Медведева распорядиться о проведении подробного расследования устаревших транспортных систем России, попутно полностью запретив полеты двух моделей воздушных судов.
Магомед Толбоев, легендарный российский летчик-испытатель и почетный президент самого известного авиасалона России «МАКС», убежден, что с самолетами все в порядке, а причиной последних катастроф является плохое обслуживание, разрушающаяся инфраструктура и недостаточно высокие стандарты подготовки пилотов.
«Эти воздушные суда были построены в СССР, чтобы их можно было по первому сигналу переоборудовать для военных целей, поэтому они намного прочнее сопоставимых с ними по классу судов западного производства, - заявил он. - Многие мелкие аэропорты в России могут принимать только АН-24, и неясно, чем их можно было бы заменить».
В Сибири, на Дальнем Востоке и на российском Севере таких мелких аэропортов около трехсот; нередко они расположены в местах, где нет автомобильных и железных дорог и единственная связь с внешним миром осуществляется через воздушное сообщение, добавил он.
ТУ-134, двухдвигательный реактивный самолет средней дальности, по классу сопоставимый с DC-9, поступил в эксплуатацию в 1967 году; около 90 таких судов до сих пор обслуживают регулярные воздушные маршруты по России.
«ТУ-134 был и остается одним из самых надежных самолетов в истории российской гражданской авиации», - говорит Юрий Гнатюк, пресс-секретарь компании «ЮТэйр-Экспресс», мелкой российской авиалинии, на которой используется 28 этих судов. - Если снимем этот самолет с полетов, его нечем будет заменить. Дело в том, что в России очень много аэропортов, не приспособленных для полетов современных самолетов российского или зарубежного производства».
Изготовлявшийся на Украине турбовинтовой самолет АН-24 находится в эксплуатации с 1960 года; до сих пор во всем мире используется свыше 800 таких судов, в том числе более сотни - в России. По словам российских авиационных экспертов, АН-24 - основа флота десятков мелких операторов, обслуживающих удаленные российские населенные пункты, с которыми крупным авиакомпаниям не выгодно связываться.
Затраты на оснащение ТУ-134 современной Автоматической системой предупреждения воздушных столкновений и системами Наземного слежения и предупреждения, требуемое в соответствии с указом президента, который вышел на этой неделе, составит около 200 тысяч долларов, что примерно равно рыночной цене одного самолета, по данным Министерства транспорта России. Переоснащение АН-24 обойдется примерно в 300 тысяч долларов, более половины рыночной цены самолета, составляющей около 500 тысяч долларов.
«Просто неразумно переоборудовать эти самолеты, но без этого с 1 января их полеты будут запрещены, - говорит Владимир Тюрин, председатель общественной организации «Ассоциация частных пилотов России».
«Боюсь, пострадают пассажиры», в результате прекращения обслуживания и значительного повышения цен на авиабилеты, заявил он.
Тюрин утверждает, что во всем мире летает масса старых самолетов, по-прежнему вполне надежных при условии их правильного техобслуживания и управления. Он говорит, что правительство должно ужесточить технические нормы и создать лучшую инфраструктуру, а не запрещать подниматься в небо целым классам самолетов.
«Это скоропалительное решение, которое погубит региональную авиацию в этой стране. Может быть, в ответ на это всем следует просто перебраться в Москву?» - говорит он.
Оригинал публикации: Russia grounds about 200 planes, cutting off distant regions
А вот вторая статья датирована несколько раньше.

Предложенные меры нанесут сокрушительный удар по региональным и местным перевозкам в России. По состоянию на январь 2011 г. в России в эксплуатации числилось 99 самолетов Ту-134, 101 самолет Ан-24, 28 самолетов Ан-26-100 и 78 самолетов Як-40, а также 27 грузовых самолетов Ан-26. Поскольку сейчас процедура продления ресурса каждого самолета Ту-134 проводится ежегодно, получается, что в течение года все самолеты Ту-134 будут выведены из эксплуатации.
Что касается СРППЗ, можно с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство перечисленных самолетов ими не оборудованы. Ориентировочная стоимость доработки составляет не менее 25 тыс. долл. на самолет, и даже если эксплуатанты возьмутся понести эти расходы, требуемого количества систем в природе не существует и едва ли производители смогут их выпустить в обозначенные властями сроки. Вообще, на любом авиапредприятии есть программа вывода самолетов из эксплуатации в соответствии с их техническим состоянием и планами развития авиакомании.
Заменить парк, эксплуатацию которого предписано запретить, сейчас нечем. В сегменте региональных турбореактивных самолетов есть один Sukhoi Superjet 100 в "Аэрофлоте" и шесть Ан-148 в авиакомпании "Россия". В сегменте турбопропов есть четыре Ан-140. Разумеется, самолеты необходимых классов есть за рубежом, и, например, ATR 42, ATR 72 и CRJ200 нормально эксплуатируются в России. Тем не менее, по словам специалистов, есть немало северных аэродромов, взлетно-посадочные полосы которых находятся в таком состоянии, что шасси иностранных самолетов будут быстро приходить в негодность, тогда как старые советские машины это выдерживают
Оригинал публикации: ATO.ru

От себя, экипажу Ан-24 рейс ИК 9007 - человеческое спасибо.

авиапромышленность, Ту-134, Россия, авиация, ЫЫО, Ан-24

Previous post Next post
Up