Рейс AKY9634: взлет в бесконечность. Если самолет не взлетел, значит - не сумел...

May 15, 2012 10:43




Отзвуки истины слышны до тех пор,
пока автор вопрошает собственную жизнь.
Морис Мерло-Понти

Тема о AKY9634 снова появилась у меня на страничке. Предыстория очень необычная. У меня в ЖЖ размещено достаточно много материала, который был доступен в СМИ. Гипотезы, выводы, предположения, мнения... Все, что удалось собрать, я размещал у себя.
И вот работая 5 мая, проверил почту. Увидел интересное сообщение: « Если самолет не взлетел, значит - не сумел...». Почитал и решил выложить отдельной статьей.



Причина катастрофы, как мне кажется, была названа чуть ли не в первые минуты после трагедии.
На "авиафоруме" это был самый короткий пост: "Стабилизатор"?
Особенность этой машины именно в его положении при взлете. Специалисты и просто интересующиеся, не могли понять только одного - почему опытные пилоты ошиблись? Более того, до появления "переговоров в кабине" верили официальным сообщениям и своим глазам - стабилизатор во взлетном положении.
Но "яше" явно не хватало "рукояток" для отрыва, его тянуло к земле.
И только спустя несколько дней от местных жителей просочилось - в Туношне нет весов для взвешивания груза! Вес КВСу указали "на глазок", на него и ставили угол стабилизатора. То, что ошиблись они и сами поняли, переставили стаб, машина оторвалась от земли, но на пути встал кирпичный домик. Не антенны послужили причиной крена, он бы их разметал, крыша домика! На "партизанских" фото видны следы удара.
Летчик- очевидец, который говорил про проблемы с движками, был прав, они работали не правильно, но это объясняется записью черного ящика - БМ убрал обороты, а затем снова резко прибавил... помпаж. Вот вам и взрывы!
Торможение колесами, скорее всего, имело место. Следы на траве от колес различны по цвету. "Разутая" покрышка говорит, что шла юзом. Но не 2П тому виной. Скорее всего, мужики "поймали" какую-то дрянь, валявшуюся на ВПП. Ведь ее срочно ремонтировали к прилету "первого лица" и освободили перед вылетом. Могли чего-то потерять, оно влетело в подшипник...
Вызывает полное недоумение тот факт, что не обнародована запись разговоров на диспетчерском пункте, где топились все диспетчеры аэропорта. У них там инструктаж проходил "перед завтра". Что-то они там говорили, не предназначенное для сторонних ушей. Вероятно то, что могло бы прояснить, чего это борт стал взлетать по ветру, а не наоборот, как принято.
Смущает и отсутствие видеозаписей, кроме двух. Самых нечетких. А ведь аэропорт был оцеплен "компетентным" кольцом и за ним смотрели в не один десяток глаз и объектив.
Таким образом, основная причина трагедии, по моему мнению - неготовность аэропорта к выполнению гражданских рейсов, спровоцировавшая ошибку экипажа в настройке механизации на взлет.

Автору (-ам) этой статьи, спасибо. Знаю только nikname и...что это славный город Санкт-Петербург.

Ниже материал об экипаже (от 15.09.2011 "АктобеТаймс") и компании «Як-Сервис».

Одним из погибших в авиакатастрофе под Ярославлем, вместе с хоккейной командой «Локомотив», стал бывший выпускник Актюбинского летного училища. Игорь Жевелов (или Жак, как его прозвали еще в Актюбинске), стал командиром и пилотом 1 класса еще в 1990 году.
Погибшему под Ярославлем пилоту ЯК-42 Игорю Константиновичу Жевелову было 49 лет. Он был женат, воспитал детей. Мало кто ожидал, что его жизнь трагически оборвется именно в полете - это был летчик экстра-класса, командир корабля. Популярность его экипажа была небывалой, хотя и работал он в небольшой авиакомпании. Услугами их самолетов пользовались многие звезды шоу-бизнеса, спортсмены.
Все, кто знал Жевелова, помнят его как заводилу, душу компании, исполнителя бардовской песни. Нам удалось выяснить, что Игорь Константинович был студентом Актюбинского летного училища. Из его однокурсников в Актобе остался только один человек - Мухтар Нурмухамедов. Сегодня он занимает пост начальника командного факультета ВИСВО. О смерти сокурсника он узнал, когда ехал из отпуска в поезде. Друг прислал ему смс-сообщение. Уже на следующий день о трагедии в Ярославле он подробнее узнал из телепередач и Интернета.
- Мы поступили в Авлугу в 1979 году, - вспоминает Мухтар Кайратович. - Тогда это было единственное летное учебное заведение в СССР. Здесь учились ребята со всего Советского Союза и Венгрии. Нас муштровали по ЯК-40. Уже на первом курсе Игорь показал очень хорошую игру на гитаре. У него абсолютный музыкальный слух. Раньше, помните, была передача «Утренняя почта»? Так вот там утром что-то послушает, а уже вечером на гитаре наигрывает. Он запоминал и тут же воспроизводил.
- Последний раз мы встречались в 2007 году, спустя 25 лет по окончанию курса, - говорит летчик. - Мы съезжались в Подмосковье, в Зеленогорске. Почему там? Потому что все наши выпускники, в основном, в Москве востребованы. В Зеленогорске нас собралось человек 60. Мы сняли санаторий на 3 дня. А до этого скинулись и купили Жевелову дорогую гитару ручной работы. Он нам много играл. Мы фотографировались, вспоминали. Очень много впечатлений!
- Сегодня рассматривается две версии: ошибка экипажа и то, что пилотам все-таки не хватило взлетной полосы для нормального взлета. Жевелов был опытнейшим летчиком. У него 13 тысяч часов лету. Он летал командиром ЯК-40. Посмотрите внимательно сообщения СМИ. Когда разбился самолет - ничего не говорили об экипаже. Фамилии в прессе путают до сих пор. Буквально вчера по телевизору неверно назвали фамилию, и даже имя Игоря. И мне кажется, что вся информация до нас не доходит. Мы люди взрослые, понимаем, что в Ярославле намечался международный саммит. А это значит - прилеты и отлеты vip-персон. А тут какой-то самолет маленькой авиакомпании, их отправили быстрее, чтобы они не занимали воздушное пространство. Когда летчики ошибаются? Когда у них дефицит времени, когда пилота загоняют во временные рамки. Сами посудите: если бы все шло размеренно, была «целая», а не часть взлетной полосы, то опытный экипаж поднял бы судно в воздух. Жевелов - опытнейший пилот! Все-таки подготовка нашего училища была сильнейшая. К нашим выпускникам отношение совсем другое, востребованное.
По сообщениям российских информагентств, Игоря Жевелова, погибшего в авиакатастрофе под Ярославлем, похоронили на Николо-Архангельском кладбище Москвы. С летчиком пришли проститься родные и близкие. Прощание началось в 10 часов утра в большом зале ритуального корпуса кладбища. Жевелова хоронили в закрытом гробу. На крышке гроба, по традиции, лежала фуражка летчика.
«От мамы», «Любимому командиру», «Командиру воздушного судна от авиакомпании» - надписи на венках, которые возложили на могиле Игоря Жевелова, сообщает Life.ru.
- С Игорем мы общались часто, несмотря на большое расстояние, - рассказал двоюродный брат пилота Сергей Корешков, прилетевший на прощание из Сибири. - Когда мне позвонили и сказали, что брат так нелепо погиб, я тут же сорвался в Москву. Через несколько дней мы с семьей должны были лететь в Таиланд. Я без всяких раздумий отменил эту поездку...
По просьбе родственников, на могиле пилота поставили фотографию Игоря Жевелова за штурвалом.
По словам актюбинца Мухтара Нурмухамедова, между сокурсниками была некая договоренность о приезде на похороны. В Москву прилетел, кто смог. Мухтар Кайратович не вырвался с работы, но выразил письмом в Интернете супруге погибшего свои соболезнования.
Второму пилоту разбившегося под Ярославлем Як-42 Игорю Жевелову давно доверяли самые ответственные рейсы. Он неоднократно перевозил многих звезд шоу-бизнеса: Аллу Пугачеву, Кристину Орбакайте, Владимира Преснякова и др. Хоккейная команда «Локомотив» - одна из постоялиц экипажа. Многие характеризовали его как опытного пилота.

На одном из интернет-сайтов опубликованы слова друга пилота Александра Романова. Материал «Последнее целование. Слово товарищей» открывает некоторые стороны биографии Жевелова:
«Разделяя со всеми родными и близкими погибших спортсменов горе утраты, хотел бы сказать пару слов о еще одной звезде погибшей в этой катастрофе. Звезде нашей гражданской авиации - Игоре Жевелове, моем друге и коллеге. Трагедия почти полностью погибшего экипажа осталась в тени внимания средств массовой информации.
Игорь Жевелов или Жак, как его прозвали еще в Актюбинском летном училище, стал командиром экипажа и пилотом 1 класса еще в 1990 году. И уже 15 лет как имеет летную квалификацию - пилот-инструктор.
Вот и в этот трагический полет он пошел проверяющим к своему другу и подчиненному Андрею Соломенцеву. Пилот-инструктор по правилам занимает кресло 2-го пилота.
Я познакомился с Игорем в 1992 году. Тогда одна из первых частных российских авиакомпаний «Орел-Авиа», которую я возглавлял, арендовала у красноярской авиакомпании «Черемшанка» 7 самолетов Як-40 вместе с экипажами. Это целая эскадрилья. Во главе этой эскадрильи стоял 45-летний ас Сергей Мосенко, а все остальные ребята - мои ровесники 29-30 лет. Молодежь! Но они уже в 29 лет были пилотами 1 класса, с огромным для этого возраста налетом. В европейской части России к этой квалификации подходили к годам к 35-и. Но сибирские и полярные условия полетов закаляют летчиков и делают их мастерами своего дела совсем в молодом возрасте.
Все они были красавцы - как на подбор. Но из всех выделялся Жак - Игорь Жевелов. Талантливый не только в летном деле. Он музыкант, поэт, ну и, конечно, балагур, заводила всех общественных мероприятий. Василий Теркин, одним словом.
Эта красноярская эскадрилья в «Орел-Авиа» занималась бизнес-перевозками. Возили политиков, артистов, предпринимателей по всему бывшему СССР и Европе. Тогда еще в России не было импортных бизнес-самолетов, и наши Як-40, переоборудованные на минском авиаремонтном заводе, пользовались огромным спросом. Кого мы только не возили!
Но самый большой спрос был на экипаж «Игорь, который поет». Доходило до того, что одна австрийская фирма зафрахтовала его экипаж на год вперед. Все знали - Жак уникальный летчик, как Маэстро из известного фильма.
Пути наши разошлись в конце 90-х, когда в стране и в гражданской авиации верх взяли деструктивные силы. Мы не часто встречались, редко созванивались, в основном на День авиации да по печальным датам.
По-разному сложились судьбы пилотов этой прекрасной эскадрильи. Большинство с легкостью переучились на «иномарки». А Игорь остался верен яковлевским самолетам.
Он перешел в авиакомпанию «Як-Сервис», переучился на Як-42 (что с его квалификацией дело 10-и полетов), стал летным директором. До 7 сентября в России не было лучшего пилота на Як-40 и Як-42, чем Игорь.
Андрея Соломенцева - командира трагического рейса, я лично не знал. Но слышал о нем много хорошего. Он из Алма-Аты, много летал на Як-42Д.
А вот Саша Сизов, бортинженер и единственный оставшийся в живых, тоже мой коллега по «Орел-Авиа». Ответственно заявляю, что это один из лучших бортинженеров по яковлевским самолетам. Помоги ему Господи!
Не хочу предвосхищать итогов расследования авиакатастрофы, но, - не понаслышке, - зная о тенденции наших властей сваливать все на экипаж, хочу ответственно заявить родным и близким погибших спортсменов, что в этой трагедии «человеческий фактор» в таком составе экипажа ни при чем!
С печалью и скорбью в наших сердцах, я вместе с коллегами и друзьями, отдаю последнее целование погибшим спортсменам, членам экипажа борта 42434, дорогому Игорю Жевелову и поем им «Вечную память», - веря, что души их упокоятся в селениях праведных».

«Як-Сервис»... Материал от 03.10.2011 источник LifeNews, автор Никита Могутин .

Компания-владелец разбившегося борта с хоккеистами «Локомотива», приняла решение о сокращении всего летного состава и продает последний самолет.

Руководство авиакомпании «Як-Сервис», самолет которой разбился на аэродроме Туношна под Ярославлем, уволило весь личный состав и выставило на продажу последний Як-42.

Единственным сотрудником будет оставаться бортинженер Александр Сизов, выживший в крушении самолета и проходящий в настоящий момент реабилитацию в московской клинике.
«Лебединая песнь» авиакомпании «Як-Сервис» зазвучала сразу после того, как Росавиация приняла решение об аннулировании лицензии на пассажирские перевозки. Оставшись без средств к существованию, владельцы приняли решение избавиться от ненужных активов.
- Под сокращение попал весь летный состав компании, а это, ни много ни мало, 80 человек - профессиональные пилоты, бортпроводники, слетанные экипажи! - рассказал Life News начальник отдела перевозок Валерий Стурцель. - Самолетов у нас практически не осталось, весь авиапарк состоял из 10 бортов, но все самолеты были арендованы. Все их разобрали, кроме одного - Як-42, который принадлежит «Иркуту», но и его на днях заберут.
На прошлой неделе следователи СК изъяли в компании все документы, касающиеся разбившегося борта и самой авиакомпании.
- Они провели обыск, забрали документы и сказали, что будут над этим работать, - продолжает Стурцель. - Нам сообщат лишь окончательное решение. Кроме того, у авиакомпании могут возникнуть неприятности и из-за двух самолетов, в которых были обнаружены контрафактные детали.

Mы идем к истине вместе с другими людьми.
Морис Мерло-Понти

МАК, авиация, люди, память, ra-42434, "Локо", Як-42д, Туношна, aky9634, Ярославль, взлет, №42434, "Локомотив", катастрофа

Previous post Next post
Up