Прошло уже 15 лет с тех пор, как представитель Украины при ООН Владимир Ельченко подписал Римский статут. Через полтора года после этого события, 11 июля 2001 года, Конституционный суд Украины, к которому обратился тогдашний президент Леонид Кучма, пришел к выводу, что отдельные положения статута не согласуются со ст. 124 Конституции Украины, а потому присоединение Украины к нему возможно только после внесения изменений в Основной Закон.
«Многие связывают обращение Кучмы в Конституционный суд и отказ от ратификации Римского статута с убийством Георгия Гонгадзе и страхом украинских властей перед неизвестными последствиями этого события, которое вызвало неслыханный резонанс, - вспоминает правозащитник.
Однако сейчас, глядя на это сквозь призму времени, можно сказать, что хотя убийство Гонгадзе, преследование активистов и заключение политических оппонентов, безусловно, являются тяжкими преступлениями, есть большие сомнения, тянут ли они на преступления против человечности. Потому что преступлениями против человечности считаются совершенные в рамках масштабного и систематического нападения. Именно с таким нападением мы и имели дело во время Евромайдана», - считает правозащитник.
И хотя ратификация Римского статута является одним из требований Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, Верховная Рада за эти годы так и не смогла дописать в ст. 124 одно предложение. Это предложение звучит так: «Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях Римского статута Международного уголовного суда».
По мнению Владимира Василенко, экс-судьи Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (2002-2005 годы), который возглавлял общественную комиссию по расследованию нарушений прав человека в Украине в 2014 году, это предложение является технической правкой и не требует даже обсуждения. Почему же тогда уже 15 лет его не могут вписать в Конституцию Украины?
«Возможно, украинским властям, независимо от политической окраски, никогда не нравилась идея, что в случае совершения ими преступлений против человечности они смогут быть отданы в руки международного правосудия. Иначе я это объяснить не могу», - предполагает А. Матвийчук.
Попытки сделать возможной ратификацию Римского статута предпринимались в украинском парламенте уже не раз. После Майдана первым это сделал Александр Турчинов, который 22 мая 2014 года, будучи председателем ВР и и. о. президента, внес в Верховную Раду законопроект о ратификации Римского статута. Но уже 28 мая… отозвал его.
В Верховной Раде восьмого созыва законопроект о признании положений Римского статута зарегистрировали 155 депутатов 16 января 2015 года. В отличие от законопроекта Турчинова, этот предлагает просто изменить ст. 124 Конституции, дополнив ее одним предложением. Это не означает ратификации Римского статута, но устраняет все правовые препятствия на этом пути. Правозащитники уверены, что рано или поздно общественность сможет заставить органы власти выполнить свои международные обязательства и принять этот (или очередной другой) законопроект.
«Но когда Римский статут все-таки ратифицируют, между 22 февраля 2014 года (конечный срок, определенный в заявлении парламента о признании разовой юрисдикции МКС) и датой ратификации Римского статута образуется вакуум безнаказанности, так как Римский статут не имеет обратной силы во времени», - объясняет А. Матвийчук.
В неформальную коалицию правозащитных организаций, объединившихся вокруг платформы «Правозащитная повестка дня», вошли Украинский Хельсинский союз по правам человека (УХСПЧ), Харьковская правозащитная группа, Центр гражданских свобод, Amnesty International в Украине, Центр информации по правам человека, Центр исследований правоохранительной деятельности, Дом прав человека в Киеве, Центр «Социальное действие», проект «Без границ», инициатива «Евромайдан SOS».