О некоторых странностях в изображении официального герба русской столицы

Sep 07, 2013 12:13


  Не секрет, что в основу герба Москвы был положен иконописный сюжет "Чудо о Георгии и змие", заимствованный из жития св. великомученика Георгия Победоносца. Св. Георгий Победоносец, христианский святой,


Современный герб Москвы память которого Русская Православная церковь чтит ежегодно 23 апреля/6 мая, является к тому же ещё и небесным покровителем русского воинства.
  На гербе Великого княжества Московского св. Георгий Победоносец или, точнее, всадник, он же "ездец", побивающий змея копьём, окончательно утвердился в великое княжение Ивана III, деда Грозного Царя, а изображение этого всадника чеканилось на московских копейках-чешуйках на протяжении нескольких столетий - до времён Петра Первого. Он же, как считается в настоящее время, впервые назвал этого всадника Георгием Победоносцем. А случилось это в 1710-х гг. И, должно быть, с подачи его иностранного окружения, поскольку сами наши соотечественники всадника на своих деньгах таковым не считали - в силу отсутствия нимба.
  Во времена Екатерины Второй, а именно 20 декабря 1781 г., герб Москвы был наконец-то утверждён официально. Причём его тогдашнее описание гласило: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием черного змия». Про нимб святого - ни слова.
  В царствование Александра Третьего изображение св. Георгия Победоносца на гербе Первопрестольной было почему-то отображено зеркально - если на гербе времён Екатерины Второй вся композиция была ориентирована на восток, то теперь она была повёрнута в западном направлении. Был видоизмён и сам всадник. Так, если прежде он был обращён лицом к зрителю, то теперь последний мог лицезреть лишь его профиль. Что хотели всем этим сказать герольмейстер Царя-Миротворца и его помощники (притом, что сам Александр Третий был славянофилом до мозга костей), не совсем понятно. И снова - про нимб ни единого слова.
  Одним словом, с этого самого времени св. Георгий Победоносец на московском гербе "смотрел налево", и в таком положении он был зафиксирован повсеместно - начиная с Большого Российского Государственного Герба и герба Наследника Цесаревича и заканчивая банкнотами (точнее, кредитными билетами) Государственного банка Российской Империи и монетами.
  В советское время, понятно, по причинам политическим, идеологическим и прочим, св. Георгий Победоносец с герба "дорогой моей столицы" попросту исчез.
  В 1993 г., чаяниями тогдашнего московского мэра на гербе Белокаменной вновь появился один из наиболее почитаемых в России святых, св. "Егорий", а его появление было официально зафиксировано соответствующим постановлением с прилагавшимся к нему не менее официальным описанием: «На тёмно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9), развёрнутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном коне поражает золотым копьём чёрного змия».
  Однако и на этот раз со всадником на столичном гербе произошло недоразумение - он, конечно, здорово напоминал прежнего - св. Георгия Победоносца с московского герба, когда-то утверждённого широким росчеком пера Екатерины Великой, но только - вот уж странное дело - где же тогда нимб, полагающийся, согласно русской иконописной традиции, любому святому? Вроде бы даже и задекларировали официально - на гербе Москвы никто-нибудь, а св. великомученик Георгий Победоносец, а нимба-то у него как не было, так и нет до сих пор. Все есть, и шлем у всадника, и копьё златое, змия чёрного побивающего. А нимба нет. А без нимба разве это святой?.. Так себе, просто всадник. А про нечто, олицетворяющее св. Георгия Победоносца на нынешнем гербе Российской Федерации, и говорить-то стыдно...

© Энциклопедия "Святая Русь"

история России, русские гербы, история Москвы, русские святые

Previous post Next post
Up