Слухи о том, что настоящим отцом Павла I был С.В. Салтыков, сын генерал-аншефа и видный царедворец своего времени, человек одинаково близкий и к Великому Князю Петру Фёдоровичу и к его супруге, начали циркулировать в русском высшем обществе вскоре после рождения Наследника Цесаревича 20 сентября 1754 г.
С.В. Салтыков (1726-1765) Молва об отцовстве С.В. Салтыкова стала распространяться, как теперь представляется, благодаря двум обстоятельствам: во-первых, обязательный в таких случаях Манифест о рождении наследника престола последовал с большим опозданием, только 7 октября 1754 г. И, во-вторых, потому, что в тот же день, 7 октября, с извещением о таком радостном событии к шведскому двору, с которым русская великокняжеская чета была связана родственными узами (тогдашний король Швеции Адольф Фридрих приходился Великой княгине Екатерине Алексеевне, будущей Екатерине II, родным дядей), из Петербурга отправили именно С.В. Салтыкова.
Кроме того, в пользу предполагаемого отцовства С.В. Салтыкова по отношению к Павлу I мог бы, на наш взгляд, свидетельствовать и тот факт, что всю последующую свою жизнь он как будто вынужденно провёл за границей, в Гамбурге и Париже, выполняя те или иные дипломатические поручения русского двора, оставив при этом свою супругу, Матрёну Павловну (урождённую Балк-Полев), в России "соломенной вдовой".
Как бы там ни было, однако, но во всей этой истории следует учитывать то обстоятельство, что начало ей было положено... самой Екатериной II, подробно расписавшей роман с С.В. Салтыковым в своих "Записках":
"Во время одного из этих концертов (у Чоглоковых) Сергей Салтыков дал мне понять, какая была причина его частых посещений". - писала Екатерина, - "Я не сразу ему ответила; когда он снова стал говорить со мной о том же, я спросила его: на что же он надеется? Тогда он стал рисовать мне столь же пленительную, сколь полную страсти картину счастья, на какое он рассчитывал и т. д. …»
Она же, надо думать, стала первой, кто "случайно проговорился" о том, что отцом новорожденного был, якобы, С.В. Салтыков. О целях же, которые она этим преследовала, и её истинных мотивах теперь можно только догадываться.
Великий Князь Павел Петрович
©
Энциклопедия "Святая Русь"