«Относись к другим так, как ты хочешь, чтоб относились к тебе» или «Не делай другим то, чего не желаешь себе». Знакомые фразы?
На первый взгляд они кажутся такими мудрыми, такими богоугодными. Но в Библии написано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (От Матфея 22:39). И я хочу показать, в чем является принципиальное отличие.
В первом случае мерилом того, что такое хорошо, а что такое плохо, выступаем мы. Я считаю, что это хорошо, и я буду нести это другим людям. И ничего, что мое представление о хорошем может быть извращено. Мало ли сейчас в обществе существует извращений? Даже не буду перечислять, все вы и так знаете. Так вот представьте, что такие люди будут делать другим то, что желают и себе.
Но заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» это абсолютно другой подход. Каждый человек любит себя, я в этом абсолютно убежден. Нет ни одного человека, который бы себя не любил. Нам всем знакомо это чувство.
Так вот любовь подразумевает ставить на первое место не то, что хочу я, а то, что хочет мой ближний. При условии, что ближний не желает чего-то разрушительного для его жизни. Возлюбить ближнего - это жертва, и это не всегда то, что ты желал бы себе. Ну, а любви нужно учиться у Того, Кто эту любовь дает, Тот, Кто и есть Любовь.
Отрывок из книги Пола Янга «Хижина», которую сейчас читаю:
- Позволь мне начать с вопроса. Когда с тобой происходит что-нибудь, как ты определяешь, доброе оно или злое?
- Ну, над этим я тоже особенно не задумывался. Наверное, я назову что-нибудь добрым, если мне оно нравится, в том случае, если мне от него хорошо и оно дает ощущение безопасности. И, напротив, я назову что-то злым, если оно причиняет мне боль и заставляет расстаться с чем-то дорогим.
- В таком случае получается, что это все совершенно субъективно?
- Наверное, так.
- Но насколько ты уверен в своей способности определять, что в самом деле является для тебя добром, а что - злом?
- Если честно, - произнес Мак, - я по-настоящему впадаю в ярость, когда кто-то угрожает моему «Добру». Хотя я не вполне уверен, что у меня имеются логические обоснования для определения, что действительно добро… - Он сделал паузу, чтобы перевести дух, - Наверное, это кажется эгоистичным и эгоцентричным. И если оглянуться назад, то и там не увидишь ничего обнадеживающего. Кое-что из того, что изначально я считал добром, оказалось ужасающе разрушительным, а некоторое зло, что ж, оно оказалось…
- Так получается, что ты сам определяешь, что добро, а что зло. Ты становишься судьей. И в довершение ко всему ты еще и заявляешь, что добро может меняться с течением времени и под воздействием обстоятельств. Кроме того, что еще хуже, вас миллионы таких, и каждый решает, что есть добро и что зло. Следовательно, когда твое добро и зло сталкиваются с добром и злом соседа, возникают споры и ссоры, и даже разражаются войны. Но если в реальности не существует абсолютного добра, значит, у тебя нет и никаких оснований, чтобы судить. Это просто слова, и тогда любой может поменять слово «добро» на слово «зло».
- Теперь я понимаю, - признался Мак, - что растратил большую часть времени и сил, пытаясь понять, что же я считаю добром, будь то финансовая стабильность, здоровье, пенсия или что-то еще. И я потратил невероятное количество сил, терзаясь страхом, что мне предназначено быть злом.
- «Зло» - это слово, каким мы описываем отсутствие Бога, точно так же как словом «темнота» мы описываем отсутствие Света, а словом «смерть» - отсутствие Жизни. И зло и темнота могут быть поняты только в связи со Светом и Добром. Я Любовь, и во мне нет тьмы. Свет и Добро действительно существуют. Отдаляясь от меня, ты погружаешься в темноту. Объявляя о своей независимости, ты в результате попадаешь во власть зла, потому что, оторвавшись от меня, ты можешь быть только с самим собой. Это смерть, потому что ты отделился от меня, от Жизни.
- Но я также понимаю, что отказаться от собственной независимости будет нелегко. Ведь это означает…
- …что в какой-то миг добром станет наличие рака, или потеря доходов, или даже жизни.