Мне давно хотелось рассказать о таком шедевре советского музыкального искусства как рок-опера «Орфей и Эвридика».
Эта опера является моим личным рекордсменом по длительности прослушивания среди всей прочей музыки.
В 1999 году мне дали послушать кассету, на которую была переписана запись с пластинки. С тех пор эта музыка не покидает мои плейлисты. Вот уже 12 лет эти песни появляются в моем плеере, и я с таким же удовольствием слушаю их вновь и вновь.
Я знаю каждую песню и каждую мелодию, каждое слово и каждую эмоцию, переданную в этой записи.
Наверное, далеко не все поймут, с чем связан мой восторг, далеко не всем придется по вкусу это произведение. Но если вы никогда не слушали «Орфей и Эвридика» настоятельно рекомендую вам это сделать. Только слушать нужно внимательно, погрузившись в сюжет.
Представьте себе: двое - он и она - встретились и полюбили друг друга. Но он - певец, гений, жаждущий славы и признания; он покидает возлюбленную и не замечает, как растрачивает, распродает свой дар, становится чуждым ей… "Какая старая история!" - перебьете меня вы. И будете абсолютно правы: старая. Но и вечно новая.
Именно эту историю рассказывает современный миф об Орфее, первая отечественная рок-опера - "Орфей и Эвридика".
Художественный руководитель ВИА "Поющие гитары", Анатолий Васильев, впервые услышав рок-оперу Эндрю Ллойд-Уэббера "Jesus Christ Superstar", по-настоящему влюбился в жанр и решил, что пришла пора для аналогичной постановки и в СССР. Он обратился к композитору Александру Журбину, а тот пригласил либреттиста - Юрия Димитрина.
28 ноября и 11 декабря 1974 состоялись заседания худсовета "Ленконцерта", на которых авторы представили свое детище: Композитор пел и играл на рояле, а Либреттист подпевал, где мог, и читал ремарки. Сейчас сложно представить, что нашей истории могло бы не быть по милости очень большой и очень круглой печати какой-нибудь Тройки…
Но все прошло благополучно: оперу "пропустили". Более того, в протоколе можно найти такие отзывы, как "мне чрезвычайно понравилось", "превосходное произведение"…
Заминка произошла в Обкоме партии - не понравилось вынесенное в заглавие слово "рок". Во избежание неприятностей Ю.Димитрин предложил заменить его политически нейтральным словом "зонг", позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта.
Сюжет оперы далек от сюжета мифа. Сохранена лишь формальная схема: любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возвращение к жизни без нее и, наконец, их воссоединение навсегда.
Первым исполнителем роли Орфея стал Альберт Асадуллин, по образованию - художник-архитектор. Его прекрасный чистый голос с безграничным диапазоном и уникальные актерские данные позволили ему создать на сцене неповторимый, запоминающийся образ.
Партнершей Асадуллина стала Ирина Понаровская, дочь известного джазмена Виталия Понаровского, заканчивавшая ленинградскую Консерваторию по классу фортепиано и певшая в "Поющих гитарах".
Фортуна - Ольга Левицкая - тоже была "родом" из "Поющих"; работает в песенной части этой группы и сейчас.
И, наконец - Харон. Эту роль получил Богдан Вивчаровский, обладатель удивительно красивого и сильного баритона. Его "оперная" манера словно бы напоминала о том "вчерашнем дне", из которого пришел его персонаж. Будучи не намного старше А.Асадуллина, Б.Вивчаровский тем не менее сумел насытить образ своего героя интонациями и чувствами "осмеянного жизнью старика".
"Орфей" имел головокружительный успех и за десять сезонов был сыгран около 2000 раз. Хотя спектакль и исколесил с неизменным успехом почти весь Союз, за границей он показан не был. Что, однако, не помешало ему получить зарубежный диплом British Musical Award: в 1976 журнал "Musical Week" "за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки" провозгласил "Орфея" спектаклем 1975 года.
Оставшаяся в память о спектакле - запись оперы, выпущенная фирмой "Мелодия", лишь частично передает динамизм и накал страстей театрального оригинала: персонажи выглядели на ней более блеклыми; во многих музыкальных номерах ускорили темп, отчего звучать они стали менее естественно.
Хотя, честно говоря, лично я только эту запись 1980 года и воспринимаю. Слышать песни в другом исполнении очень непривычно.
Вот, например видео с 25-тилетия оперы. Роль Орфея исполняет тот самый Асадуллин.
Click to view
А вот как сейчас исполняют эту оперу. Вроде бы хорошо поет, а все равно не то…
Click to view