"У зубров - матриархат. Вожак семьи - корова, старшая самка. Бык бродит отдельно. Он так и называется - «одинец». К семье приходит только осенью, когда начинается гон. Покрывает вначале старшую самку, потом остальных, по очереди, по установившемуся в семье рангу. Когда стадо переходит на новое место, впереди идёт зубр, за ним старшая зубрица, а уж за ней все остальные. И, разумеется, в случае опасности бык всегда идёт первым" (
Источник)
Надо полагать, что бык, идущий первым, это отнюдь не вожак. Если что случится в пути, он первый встретится с врагами, и, может быть, ценою своей жизни спасёт стадо от смерти. Так что, контаминация быка и жертвы совсем не случайна. Она заложена самой природой.
"У этих копытных царит матриархат. Стадом управляет опытная самка, которая решает, куда двигаться, где будут находиться детёныши и охраняющие их самки. Защита потомства у этих гигантов тоже возложена на женский пол. Делают они это отлично - даже молодые самочки, первый раз отелившиеся, никогда не подпустят чужака к своему стаду.
Здесь всё подчинено иерархии - лидеры первыми приступают к водопою, еде и выбирают самое лучшее место для ночлега и остановки. После них поочерёдно едят и пьют взрослые члены стада и молодняк. Единственное, что нарушает этот стройный ряд - молодые самцы, которые всегда голодны и плохо управляемы.
Зубры-самцы не отличаются постоянством - представители сильного пола постоянно кочуют из стада в стадо, совершенно не заботясь судьбой отпрысков. Поэтому основная нагрузка по воспитанию молодняка ложится на самок" (
Источник).
Видимо, совсем не случайно, что именно быки занимают центральное место в пещерной живописи верхнего палеолита.
Такое внимание к зубрам и бизонам свидетельствует о том, что первобытным людям было хорошо известно, как устроено стадо их "кормильцев".
И, если быки и коровы были священными животными охотников палеолита, то, вполне возможно, что первобытные люди строили свои внутриобщинные отношения "по образу и подобию" своих кумиров.